История «незрячей» музыки с Ириной Оболонской. Передача третья

  • 7 сентября 2011
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
И снова в студии радио «Орфей» музыковед Ирина Оболонская. На этот раз она рассказывает об одном из крупнейших музыкантов ХХ столетия — немецком органисте Хельмуте Вальхе…
Хельмут Вальха запомнился в музыкальной истории как выдающийся мастер игры на органе, ярчайший интерпретатор старинной музыки своего времени и как один из наиболее авторитетных исполнителей музыки Иоганна Себастьяна Баха. Но далеко не многие знают, что фактически с 17-летнего возраста этот талантливый музыкант был абсолютно незрячим человеком.
Ирина Оболонская: «...Да, действительно, на протяжении всей своей концертной и исполнительской деятельности Хельмут Вальха был слепым. Но он очень не любил, когда пресса или публика акцентировали на этом внимание и сам старался не афишировать этот момент. <…> Вальха также не признавал азбуку Брайля — ему было очень тяжело принимать свою слепоту. Он даже по улицам ходил без белой трости, чтобы другие не догадывались о том, что он слепой. Он действительно не любил и всячески отвергал атрибутику незрячих людей. Но при этом он знал наизусть всего органного и клавирного Баха, также двенадцать органных концертов Генделя, а еще — Пахельбеля, Букстехуде, Свелинка — словом, всю добаховскую музыку, включая Северо-Немецкую Органную школу. Это звучит совершенно неправдоподобно, но так действительно было, и было относительно недавно. Люди проигрывали ему по одному голосу из полифонических сочинений Баха, он запоминал их, а затем в голове сканировал отдельно сыгранные голоса в единое целое. Таким образом, например, он выучил всего клавирного Баха…»
______________________________________________________________________________________________
Хельмут Вальха (1907-1991) ослеп в возрасте 19 лет от последствий детской прививки оспы. Его недуг не помешал ему закончить Лейпцигскую консерваторию у Гюнтера Рамина и стать вторым штатным органистом «баховской» лейпцигской церкви св. Фомы (Thomaskirche). Впоследствии Вальха переехал во Франкфурт на Майне, где стал органистом Friedenskirche, а также профессором Высшей школы музыки (Musikhochschule). После Второй мировой войны Вальха основал во Франкфурте институт церковной музыки, и с 1946 по 1981 был органистом церкви трёх волхвов (Dreikönigskirche) в этом городе.
Помимо своей церковной деятельности он был активно концертирующим и гастролирующим солистом, знатоком ранне- и среднебарочной европейской органной музыки, по его инициативе издавались новые партитуры Баха и Генделя. Он также сочинил четыре тома собственных хоральных прелюдий для органа, несколько кантат.
В 1947–1952 годах Вальхе выпала честь первому записать полное собрание органных сочинений Баха (тогда ещё в моно), на фирме Deutsche Grammophon. Для этой задачи было непросто найти подходящий орган, так как многие церкви лежали в руинах, а в уцелевших церквах органы были в плохом состоянии или не подходили по диспозиции регистров. Наконец, были найдены два инструмента — органы Фридриха Штелльвагена в Любеке и Арпа Шнитгера в небольшом северогерманском городке Каппель. На них и была сделана эта историческая запись. Но вскоре пришла эпоха стерео, и со временем возник вопрос о перезаписи полного собрания в новых технических условиях. Снова был привлечен Хельмут Вальха. Но инструмент в Каппеле к тому времени пришёл в негодность, и вторую запись полного собрания Вальха осуществил с 1956 по 1971 на органах Франса Каспара Шнитгера в голландском Алкмаре и Зильбермана во французском Страсбурге. Тем временем стал подниматься вопрос о демонтаже износившегося органа в Каппеле, но Вальха заступился за любимый инструмент и не дал ему погибнуть. По его инициативе была проведена капитальная реставрация этого органа, и именно на нём Вальха потом сделал свою последнюю запись — «Orgelmeister vor Bach».
Источник: http://www.intoclassics.net/

Последние выпуски программы

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача вторая

Алексей Панов продолжает свой рассказ о советско-нидерландском пианисте Юрии Егорове и его трагической судьбе.

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача первая

Имя пианиста Юрия Егорова сейчас мало что говорит любителям фортепианной музыки.В советское время из-за клейма «невозвращенца» о нём не упоминали.

Георг Отс. Передача вторая

Продолжение рассказа о Георге Карловиче Отсе, эстонском эстрадном и оперном певце и обладателе потрясающего баритона.