История «незрячей» музыки с Ириной Оболонской. Передача первая
27 июля 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыковед, специалист по старинной музыке, исполнитель на старинных инструментах Ирина Оболонская размышляет о проблемах незрячих музыкантов сегодня и в былые дни…
Ирина, я знаю, в вашей жизни был случай, когда вы сами познакомилась со слепым музыкантом…
Ирина Оболонская: Да, действительно, это было уже достаточно давно. В конце 80-х годов, когда я поступала на теоретическое отделение Московской консерватории, вместе с нами сдавали экзамены и композиторы. Среди прочих с ними поступал молодой человек, который к тому времени уже закончил Гнесинскую академию (тогда Гнесинский институт) как баянист, концертирующий музыкант — абсолютно слепой. В те годы еще была возможность получать второе высшее образование бесплатно — он поступал в консерваторию на композиторский факультет. Выяснилась такая история, что еще год назад он пробовал свои силы поступить в консерваторию, но тогда помимо общего экзамена по фортепиано обязательным пунктом было так называемое «чтение с листа» — когда исполнителю предлагают сыграть совершенно незнакомое сочинение, как правило, не очень сложное, но сыграть его необходимо «сходу» — без всякой подготовки. Музыкант ответил: «Я не могу сыграть это сочинение, потому что я абсолютно слепой». На что председателем комиссии было сказано, что экзамен ему зачтут только в том случае, если в тот же день до шести часов вечера он предоставит соответствующую справку из Министерства здравоохранения. Он — слепой — бегал по всей Москве в поисках этой справки, добыл ее, но, к сожалению, не успел до шести часов. Экзамен ему не зачли, вернули документы, и он был вынужден поступать на следующий год, но уже со справкой…
О том, почему незрячие люди столь часто сталкиваются с неадекватным отношением со стороны обычных людей, и было ли так всегда — рассказывает Ирина Оболонская.