Табула третья. Божественный дар
Выпуск 3
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Главный храм австрийской столицы носит имя Святого Стефана — первого христианского мученика, камнями забитого фарисеями за проповеди. Собор испокон веков считался центром не только духовного, но и музыкального воспитания. Здесь юный Штраус брал уроки по гармони и полифонии у капельмейстера прихода Йозефа Дрехслера. За успехи в учёбе мальчику разрешалось упражняться на всех трёх органах.
Однажды вместо церковных канонов он исполнил весёлый вальс, чем вызвал гнев наставника. В своё оправдание Иоганн сказал, мол, «я славлю Господа на том языке, к которому приучен с детства отцом». На следующем занятии играли в четыре руки симфонии Бетховена. Грозная патетика немецкого классика показалась Иоганну чуждой — его музыкальные фантазии жили на солнечной стороне улицы.

По случаю церковного праздника сочинил духовную кантату, поразив педагога красотой стиля. На ближайший урок захватил папку с нотами вальсов, полек и маршей. Все они удостоились похвалы. Оказалось, что до принятия сана аббата Дрехслер сочинял комические зингшпили и танцевальные пьесы для Королевского театра. Учитель решил помочь одарённому воспитаннику с разрешением на концертную деятельность. Написал рекомендательные письма. Назвал имена артистов, с которыми можно было организовать приличный инструментальный ансамбль.
Девятнадцатилетний Штраус уже на первом выступлении произвёл фурор. И затмил своим талантом отца, возглавлявшего тогда придворный Бальный оркестр. После смерти родителя Иоганн стал единолично править танцевальным миром Вены. Его вальсы сверкали гирляндами ярких мелодических построений. Он окружал их фееричными вступлениями и жизнеутверждающими кодами. Некогда прикладные пьесы превращались в изысканные романтические поэмы. Дрехслер был прекрасно осведомлён об успехах своего ученика: не было и дня, чтобы кто-то из прихожан не рассказал ему о просветлении души во время прослушивания сочинений Штрауса.


