Тусёныш
18 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Тасенька, Татун, Тусёныш… Татьяна Шлёцер. Ради неё Александр Скрябин оставил семью, отказался от встреч с дочерями, не пошел на похороны семилетнего сына Лёвушки, порвал со старыми друзьями… Кто она — демон или ангел? Бесстыдная разлучница или любовь всей жизни?
Судьба свела их в любовном треугольнике, потом подарила 10 совместных лет, троих детей и неиссякаемую страсть до последнего дня. Их переписка поражает откровенным интимом. «Я весь желание бесконечное! Утоли мой жар, и мы сгорим в объятиях!» — это из самого невинного, иное неловко читать.
Они встретились, когда ей было 19, ему — 30. Миниатюрная, с огромными тёмными глазами, бледная до синевы. Вначале худышка напугала гуру своим «чахоточным видом», но потом всё поменялось. Она называла его «мой Бог», осыпала комплиментами, слушала, часами стоя на коленях, неотступно следовала во всех поездках. Пересекла океан, когда Скрябин отправился покорять Америку. Когда выяснилось, что пара не расписана, пришлось со скандалом бежать из нью-йоркской гостиницы. Гастроли, обещавшие стать триумфальными, закончились провалом.
Что ожидало в Европе невенчанную жену? Осуждение родственников и старых друзей. Нехватка денег — музыка Скрябина продавалась еще плохо, а меценатка Морозова отказала в субсидии. Капризный муж, проводивший у зеркала по несколько часов в день — сначала завивал знаменитые усы, а потом тщательно примерял одежду и упаси боже, если на ней были складочки! Его чистоплотность, превратившаяся в фобию: хлеб на скатерти, букашка на столе, грязная ладошка ребенка — везде бактерии, всё заразно. Он: «Болела голова, испугался, пошел и постригся налысо». Она в ответ — «Всемогущий мой, светлейший, прекраснейший, люблю».
Так, кто же она, Татьяна Шлёцер — ангел или «злой гений», первый адепт Скрябина-мессии, готовившая вместе с ним обнуление человечества? Что нам гадать, ведь сам композитор сказал: «мне нужна была именно такая…». Его музыкальный ответ — в Пятой фортепианной сонате и «Поэме экстаза». Они написаны в упоении любовью к этой очень странной и загадочной, счастливой и несчастной, непонятой и непринятой современниками женщине.