О судьбах великих советских музыкантов с Леонидом Максименковым
20 июня 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Владимир Молчанов и его гость — доктор философских наук Леонид Максименков продолжают переворачивать страницы политической истории конкурса Чайковского и советской музыкальной действительности…
Леонид Максименков: «Памятный 1983 год, когда началась пятилетка трех генеральных секретарей. К тому времени уже налицо был кризис системы, не только политической, но и экономический, в том числе и в музыкальной жизни. Прежние сталинские механизмы — заложничество, детальный контроль над деятельностью всех и вся, что играть, кого выпускать, а кого нет — это все показало свою полную бесперспективность. Потому что бежать начали табунами — и Кондрашин, и Максим Шостакович, и Школьникова — из страны уезжали валом. И вот летом 1983 года все мировые агентства передали с пометкой „Срочно“ о том, что лауреат Конкурса Чайковского, ученица великого Когана Виктория Муллова вместе с дирижером Вахтангом Жордания совершили „голливудский“ побег, переплыв на пароме из Финляндии в Швецию, где они сдались в Американское посольство».
Какие документы сохранились об этом событии? Что стало последней каплей в чаше терпения Мулловой? За что страдали Гинзбург, Рихтер, Гольденвейзер, Нейгауз и Софроницкий? Чем закончились в конце 50-х проверки «морально-политической обстановки» в Московской консерватории? И на чем основывались политические обвинения против деятелей искусства?
Об этом и многом другом в программе рассказывает доктор философских наук Леонид Максименков.