Вспоминая Марка Минкова
22 ноября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
25 ноября 2014 года исполнилось бы семьдесят лет замечательному российскому композитору Марку Минкову. Большинство меломанов знают его как автора наиболее пронзительных песен из репертуара Аллы Пугачевой, но Минков не менее ценен и как академический автор. В студии радио «Орфей» своего коллегу и товарища по творчеству вспоминают композиторы Владимир Дашкевич и Владимир Комаров…
В музыкальной школе преподавателями Марка Минкова были Александр Пирумов и Николай Сидельников. А в Московской консерватории он учился у великого Арама Ильича Хачатуряна. Уже в первые два года обучения он написал свои вокальные циклы на стихи Роберта Бёрнса и Александра Блока. Цикл на стихи Блока под названием «Балаганчик», состоящий из шести романсов, впоследствии стал частью обязательной программы на конкурсах имени Глинки.
За свою жизнь Марк Минков написал множество произведений в академическом жанре — великолепные фортепианные и струнные концерты, оперы, симфоническую музыку и циклы романсов. Выдающаяся камерная певица Зара Долуханова не раз говорила о том, что не знает ничего выше и прекраснее испанского вокального цикла Марка Минкова на стихи Федерико Гарсиа Лорки.
Владимир Комаров: «Марк Минков — это композитор, который получил настоящее классическое музыкальное образование. Может быть, именно поэтому он очень профессионально и с большой творческой душевной отдачей сочинял песни, не как „попсу“, а как настоящие музыкальные произведения. Даже Алла Пугачева однажды сказала, что „я не ношу бриллиантов, но мне Марк Минков подарил, как бриллианты, свои песни“. Он высоко ценил свое образование и свою композиторскую честь, вероятно, поэтому подспудно он не входил в эстрадную элиту, будучи в этом отношении человеком скромным и вместе с тем очень образованным…»
Владимир Дашкевич: «Он, конечно, был скромным, и в эстрадный мир, где мог бы занять одно из ведущих мест, он, тем не менее, как-то не стремился. Но о нём там хорошо отзывались все — и Кобзон, и Пугачева, и все остальные, кто определял табель о рангах. Марка ставили очень высоко — он в силу своей подчеркнутой скромности и порядочности там вызывал и вызывает глубокое уважение. Это означает, что-то, что он сделал для эстрады — это надолго. Мы знаем, что многие песни, как приходят, так и уходят — исчезают бесследно, а у Марка практически ни одна песня не прошла бесследно. Каждая из них хорошо и плотно фиксировалась, потому что его песни отличались чем-то интеллигентным…»