Алексей Курбатов: «Люди сегодня пресыщены музыкой…»
28 июня 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость Владимира Молчанова в студии радио «Орфей» — российский композитор и пианист Алексей Курбатов. В беседе он рассказал о том, кого ощущает в себе больше — автора или музыканта, что его подвигло написать симфонию на тему кадиша, и как он научился сочинять музыку, которую «хочется переслушивать»…
Алексей Курбатов известен публике как талантливый композитор широчайшего диапазона и яркий, самобытный пианист. Свое первое музыкальное сочинение он написал в пятилетнем возрасте. В шесть лет уже был автором балета. В одиннадцать состоялся его первый авторский вечер — в Органном зале музея музыкальной культуры им. Глинки. А к четырнадцати годам Алексей располагал уже целой коллекцией музыкальных произведений собственного сочинения, среди которых были оркестровые и инструментальные концерты, соната и множество фортепианных пьес.
Московскую консерваторию Алексей закончил по классу фортепиано у профессора М. С. Воскресенского. Как пианист стал лауреатом нескольких международных конкурсов, в числе которых «YAMAHA World Competition» (2002), конкурс памяти В. Горовица (2005), конкурс пианистов в Мадриде (2006). Сегодня сочинения, написанные Алексеем Курбатовым, с успехом исполняются в концертных залах России и мира, а сам музыкант продолжает активно совмещать композиторскую деятельность с выступлениями и гастролями.
Размышляя о своем авторском стиле, Алексей признается, что не считает себя авангардистом и пишет тональную музыку. Но к этому он пришел через опыт и личные эстетические убеждения:
«Когда-то в детстве я очень любил слушать самую разную музыку, — рассказывает Алексей Курбатов, — от радикального ХХ века до старинной музыки мастеров еще добаховского периода. При этом я писал свою музыку, и она мне всегда нравилась меньше, чем-то, что я слушал. Я не понимал, как устроена музыка, и мне хотелось написать что-нибудь такое, что бы я сам захотел это послушать. В какой-то момент у меня такое произведение получилось — это был простой струнный квартет, который я назвал „Опус 1“. С тех пор я считаю, что надо писать ту музыку, которую ты сам хочешь слушать и переслушивать, чтобы она тебя трогала. Конкретно в моем случае получается, что это музыка тональная, позднеромантическая и достаточно простая…»