Хранительница «Гнесинского дома»
12 апреля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Владимир Молчанов и его уважаемые гости из Гнесинской академии — профессор Августа Малинковская и доцент Владимир Тропп продолжают вспоминать выдающихся педагогов и музыкальных деятелей — семью Гнесиных и всё, что связано с их великим детищем — знаменитыми гнесинскими учебными заведениями…
Елена Фабиановна Гнесина стала одной из наиболее влиятельных и деятельных руководительниц Гнесинки. Благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, она сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 году школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации. В 1920 году в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством. В 1923 году брат Гнесиных — ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин — создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Елена Фабиановна Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (сомнение в необходимости второго музыкального вуза в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи. В марте 1944 года было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 году при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений — институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка. Все их возглавляла по-прежнему Елена Фабиановна.
Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся в высшей степени перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. В отличие от консерватории в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения.
«Это было первостепенной задачей Елены Фабиановны, — отмечает Августа Малинковская, — не просто создать еще один музыкальный вуз, где бы готовили высококлассных исполнителей, но прежде всего воспитывать настоящих больших педагогов, которые стране были чрезвычайно нужны, и она это понимала».
Несмотря на негласное давнее соперничество между Гнесинкой и Консерваторией, «Гнесинский дом» всегда отличали два аспекта — непрерывное и последовательное взращивание профессионального музыканта с детских лет до вершин мастерства и прицельное развитие педагогической направленности.
«По сути, — отмечает Августа Малинковская, — Гнесины создали уникальную систему музыкального образования совершенно нового типа, воспроизводящую глубинные основы музыкального искусства — педагогики и исполнительства, подразумевающую накопления музыкальных знаний и мастерства с самого детства».
О том, как сохранить эти великие достижения в будущем, и какие времена переживает легендарная Гнесинка сегодня, размышляем в программе…