Владимир Дашкевич: «По мне, так все системы плохи и разваливаются…»
11 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова — советский и российский композитор и теоретик музыки Владимир Дашкевич. Беседа посвящена его новейшим исследовательским трудам — «Теория интонации» и «Великое культурное одичание», в которых автор приходит к выводу о том, что музыка способна быть непосредственным индикатором человеческой эволюции…
Владимир Дашкевич: «С моей точки зрения, великое культурное одичание — это обратный процесс превращения человека в обезьяну, который происходит в наши дни нарастающими темпами. Все, что связано с нашим мозгом, психикой, лексиконом, моралью, совестью, культурой, пониманием чести и справедливости — сегодня почти уже пустой звук и абсолютно не соответствует тому уровню развития, который был достигнут за много лет истории, и которого великие художники добивались столетиями. А сейчас получается, что они писали какую-то развлекуху, вроде „Анны Карениной“ или „Мастера и Маргариты“. Всё это сегодня не повод для размышления, а очередной предлог сказать: „Во, даёт! Как круто!“. Если произведение не крутое, то оно автоматически выпадает из зоны интереса современного общества…»
Лауреат Государственной премии СССР Владимир Дашкевич — один из виднейших композиторов советского кинематографа. Его музыка звучит в таких любимых всеми и популярных фильмах, как «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Бумбараш», «Пеппи Длинныйчулок», «Зимняя вишня», а также в спектаклях выдающихся театральных мэтров — Товстоногова, Любимова, Ефремова, Эфроса, Хейфеца, Левитина.
В последнее время композитор много времени посвящает исследованию и теории музыки. Его книги «Теория интонации» и «Великое культурное одичание» стали результатом многолетних размышлений композитора-философа и мыслителя. Обе они в той или иной степени посвящены осмыслению природы и социального значения музыки. Владимир Дашкевич убежден, что прежде всех слов была интонация; по сути это и был первый язык человечества, возникший задолго до появления вербального языка.
Свою гипотезу композитор подтверждает следующими словами: «Дело в том, что эволюция человека по четкой математической схеме превышает два миллиона лет. Сегодня уже все ученые сходятся в том мнении, что человек заговорил всего сорок тысяч лет назад. Однако к этому моменту уже существовало искусство шаманов, были исполнители на различных музыкальных инструментах, вроде свирели и панфлейты, а главное — функционировал интонационный язык, который предшествовал слову. Рев, лай, стон, пение птиц — всем, что человек перенял у животных, он блестяще владел, и вдобавок к этому разработал искусство ритма. И всё это произошло за полтора миллиона лет до появления речи».
Исходя из этих соображений, композитор выводит свой ключевой тезис: музыка, будучи языком подсознания, способна представлять собой модель эволюции человека. Именно в музыке, в ее исторической и теоретической проекции, мы можем осознать законы мироздания и проследить прогресс (или регресс) человеческой личности на том или ином этапе ее развития.
О том, как услышать шаманские ритмы в симфониях Бетховена, и каким образом взаимосвязаны ментальная деградация и сокращение музыкального формата, композитор Владимир Дашкевич рассказывает в специальных выпусках программы «Рандеву с дилетантом»…