Леонид Максименков: «Запретной музыки в СССР не было…»
14 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Независимый историк Леонид Максименков живет преимущественно в Канаде, иногда бывает на Кубе, но в архивах работает в России. В беседе с Владимиром Молчановым он рассказывает, кто вершил музыку в Советском Союзе, и почему неправомерно сравнивать гитлеровскую Германию и сталинскую Россию…
Леонид Максименков: «Моя мать до отъезда на Кубу [в 1976 году она вышла замуж за кубинского гражданина, президента организации, эквивалентной на Кубе Союзу композиторов] — многие годы работала в Союзе композиторов СССР переводчицей с испанского. Меня брали на все концерты — ребенком я видел Хренникова, Щедрина, и для меня это была жизнь. Поэтому, когда открылись архивы, мной прежде всего руководило желание понять, что произошло в моей жизни — в первую очередь это касалось связей с Кубой и международных связей Союза композиторов; но также меня интересовала и судьба этих людей, на которых я смотрел с уважением, и которые в свою очередь сыграли роль в моей жизни…»
Леонид Максименков — историк, архивист, доктор философских наук и кандидат исторических наук; автор документальных трудов, посвященных исследованию советского искусства. В России широко известны его сборники — «Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936–1938 гг.», «Большая цензура. Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917–1956 гг.», «Кремлевский кинотеатр. 1928–1953 гг.» и самый свежий — «Музыка вместо сумбура: Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917–1991». Составленные на базе опубликованных источников, в них широко использованы партийные документы, государственные акты, периодическая печать, работы руководителей культурного фронта, сборники документов по истории советского общества.
В рамках двух встреч с Леонидом Максименковым в программе «Рандеву с дилетантом», историк рассказывает о некоторых взаимосвязях принимаемых постановлений и их политических подоплек. В нынешнем выпуске обсуждаем, почему не выпускали Мравинского, за что лишали «народных артистов», чем отличался стиль сталинского правления, и каким образом всё это соотносилось с государственной политикой и тайными механизмами партийного руководства.