Артём Варгафтик: «В вопросах дьявола, благо мы все дилетанты…»
23 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вторую неделю подряд в программе «Рандеву с дилетантом» звучит самая зловещая, инфернальная и мистическая музыка. Наш проводник в мир музыкальных суеверий, магии чисел и леденящих кровь примет — критик и телеведущий Артём Варгафтик…
Нынешнюю передачу открывает устрашающая Фея Карабос из «Спящей красавицы» — квинтэссенция чертобесия от Петра Ильича Чайковского. Далее вас ждут: дьявол, излагающий экономические истины из оперы Шарля Гуно («Фауст»), персонаж тревожных снов маэстро Тартини («Дьвольская трель»), масонские шифры Моцарта («Волшебная флейта») и музыкальный бес средневековья — диссонансный тритон, за любовь к которому можно было отправиться на костер.
Не обойдем вниманием и пресловутую магию чисел, а также связанное с ней Проклятие девятой симфонии. Суеверие, положенное примером Бетховена и гласящее о том, что каждый написавший 9-ю симфонию вскоре должен умереть, преследовало не одно поколение композиторов. Среди прочих под удар этой приметы попали: Франц Шуберт, Антонин Дворжак, Антон Брукнер и Густав Малер. Для последнего тревоги, связанные с цифрой «девять», поистине обернулись скоропостижной кончиной.
Артём Варгафтик в свою очередь отмечает, что виновниками рокового влияния чисел стали сами композиторы, которые «в первых годах XIX века взяли моду всё подсчитывать». «Скажем, Моцарт, — продолжает критик, — живший задолго до этого, знать не знал, сколько у него симфоний, квартетов или опер, а потому и проблем с числами у него не возникало». К слову сказать, перу австрийского гения принадлежит более пятидесяти симфоний.
«А вообще, в вопросах чертовщины, — подытоживает Артём Варгафтик, — как и вопросах богословия, дело касается только того, во что мы верим или не верим, и понимаем ли мы, во что мы верим. Необходимо определить для себя, что мы имеем в виду, говоря о дьяволе. Либо дьявол — это еще один бог, но со знаком минус, либо он — неотъемлемая часть творения. В первом случае мы признаем, что дьявол — это одно из начал мира, возможно, дух некой неуверенности, нестабильности, хаоса, сомнения, противоречия, но это часть гармонично и мудро созданного мира. В обратном случае мы отделяем все чистые квинты и говорим, что это — божий мир, а такие же квинты, но немного другие, уменьшенные (тритон) выделяем в отдельную вселенную, где беснуется зло с рогами, хвостами и кипящими котлами. Однако лично я заявляю, что без тритона музыка невозможна!..»