Алексей Володин: «Подражать — не подражаю, но учусь…»
19 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Лицо «Steinway & Sons», пианиста Алексея Володина называют одним из самых ярких представителей русской фортепианной школы, сравнивают с Рахманиновым и делают «музыкальным побратимом» самого Шопена. О том, как он относится к своей славе, и с чего начинался его путь в большой пианизм, артист рассказывает в беседе с Владимиром Молчановым.
Алексей Володин родился в 1977 году в Ленинграде. В его семье не было музыкантов, и желание заниматься музыкой принадлежало самому Алексею. Рассказывая об этом, он вспоминает: «Я просто услышал какую-то музыку, и мне захотелось самому её сыграть». Также неожиданно в их доме появилось пианино: «Мы с мамой шли по улице, — рассказывает Алексей. — Я ей предложил: „Пошли, купим мне пианино?“. Она согласилась: „Пошли“. Мы пошли и купили».
В девять лет Алексея отдали учиться в музыкальную школу. А спустя время семья переехала в Москву. Здесь он окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано у знаменитой Элисо Вирсаладзе. Отвечая на вопрос о том, ощутима ли психологически разница между занятиями с педагогом мужчиной и женщиной, Алексей отмечает: «Женщины-педагоги, с которыми я работал, всегда отличались очень авторитарным стилем преподавания — строгим и зачастую жёстким. Лично я нахожу это прекрасным!».
По окончании консерватории Алексею предрекали большое будущее и блистательную карьеру. Однако в 2001 году пианист продолжил профессиональное образование в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Своё решение музыкант объясняет так: «Я считаю, для пианиста крайне важно не ограничиваться какой-то одной школой. Это полезно — поехать в другую страну и поработать там с педагогами, представляющими иные музыкальные культуры. Я думаю, это в значительной мере способствует расширению кругозора и помогает не оставаться в своем роде провинциалом».
На сегодняшний день Алексей Володин один из самых востребованных пианистов мира. Он выступает на лучших концертных сценах, работает с ведущими дирижерами и крупнейшими симфоническими коллективами, его имя всегда в афишах престижнейших музыкальных фестивалей. К своей славе пианист относиться философски: «Быть востребованным пианистом — это большая удача, и она выпадает не каждому…».
Размышляя на тему того, существует ли российская фортепианная школа, Алексей Володин замечает: «За границей всякого русского пианиста просят объяснить, что же такое русская фортепианная школа. Многие люди на Западе не верят в ее существование. В качестве аргумента они приводят тот факт, что русская фортепианная школа породила огромное количество индивидуальностей, совершенно не похожих друг на друга, что и говорит, по их мнению, об отсутствии единой школы. С другой стороны, когда я слышу, что её нет, мне всегда становится неприятно. Видимо, потому, что все величайшие культурные достижения — наших педагогов, музыкантов, композиторов — одной этой фразой сводятся на „нет“. Я думаю, что русская фортепианная школа всё-таки существует, а то, что в ней присутствуют различные индивидуальности, ни в коей мере не отрицает её наличия».
Сегодня Алексей живет в Мадриде и Москве, в поездках читает Бунина, по-прежнему восхищается классикой и убеждён, что самая лучшая запись ждёт его впереди. О том, что для него остается самым важным в жизни, и чего он ждет от будущего, артист рассказывает в программе «Рандеву с дилетантом»…