Павел Лаврененков: «Звукорежиссура — это сплошной обман…»
12 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Все мы любим слушать классическую музыку в хороших высокопрофессиональных записях. Однако мало кто задумывается о том, что, прежде чем музыка попадает на аудионосители и в наши современные гаджеты, огромную работу проделывает звукорежиссёр. О том, чем занимается человек в звукозаписывающей студии, рассказывает гость Владимира Молчанова — главный звукорежиссёр Концертного зала им. Чайковского Павел Лаврененков.
Павел Лаврененков — один из самых востребованных российских профессионалов в области звукозаписи классической музыки. В свое время он получил высшее музыкальное образование в Московской консерватории по классу флейты. По окончании работал артистом московских симфонических оркестров. «На протяжении многих лет музыканты знали меня как флейтиста», — рассказывает Павел.
Занятие звукорежиссёрским делом начиналось как простое увлечение и хобби. Постепенно Павла начали приглашать к работе значительные симфонические коллективы и знаменитые дирижеры. В 1992 году он окончил Высшие курсы звукорежиссеров Гостелерадио и начал активно работать как приглашенный звукорежиссер. В 2005 году началась его работа в Концертном зале им. Чайковского.
С 2009 года по настоящее время Павел — начальник Службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляции Московской государственной академической филармонии. С 2010 года — Член Академии Российского телевидения.
Павел Лаврененков записал более четырехсот дисков симфонической, камерной, джазовой музыки для известных фирм звукозаписи (Sony Classics, Deutsche Grammophon, Naxos и др.), музыку российского и зарубежного кино, музыку к теле- и радиоспектаклям.
Среди музыкальных коллективов, с которыми постоянно работает Павел Лаврененков — Российский Национальный оркестр п/у М.Плетнева, Симфонический оркестр Московской филармонии п/у Ю.Симонова, Большой симфонический оркестр им. Чайковского п/у В.Федосеева, Оркестр и Хор Мариинского театра п/у В.Гергиева, Московский государственный камерный хор п/у В.Минина, Государственная симфоническая капелла п/у В.Полянского, Симфонический оркестр «Новая Россия» п/у Ю.Башмета и др.
Как звукорежиссер Павел Лаврененков постоянно сотрудничает с ведущими российскими телеканалами — ТВ Центр, «Звезда», Первый канал», «Россия-1», «Культура» и др.
В 2008 году работа Павла Лаврененкова была номинирована на премию Американской Национальной Академии звукозаписи GRAMMY в номинации «Лучшая запись солирующего инструмента с симфоническим оркестром». Впервые в истории GRAMMY была выдвинута работа российского звукорежиссера.
Определяя главное в своей работе, Павел отмечает: «Главное — это уши и их воспитание. Необходимо слушать большое количество записей с тем, чтобы накопить слуховой багаж и обширную библиотеку звуков».
О том, как происходит монтаж в классической звукозаписи, чем отличается работа в студии и на прямой трансляции, каких исполнителей не любят звукорежиссеры и почему без психологии здесь не обойтись, Павел Лаврененков рассказывает в беседе с Владимиром Молчановым…