Георгий Смирнов: «По моему глубокому убеждению, вся русская православная музыка закончилась до войны…»
15 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Об уникальной традиции русских духовных песнопений рассказывает художественный руководитель мужского хора «Православные певчие», регент Георгий Смирнов.
На Руси издревле почитались низкие голоса. И если Италия — страна, где господствует культ теноров, то Россия, безусловно, страна редких по мощи и красоте басов. Нигде в мире так не славились мужские зычные голоса, как в России. Невозможно представить праздничное богослужение в Русской Православной Церкви без густого и сочного баса-протодиакона. Диаконов, на Руси особенно, лелеяли и создавали им специальные условия для развития силы и мощи голоса. Диаконы не только должны были обладать голосом, способным наполнить храм и донести до прихожан Слово Божие, провозглашать ектении-прошения о мире, здравии и спасении души, громоподобно предавать анафеме еретиков и трубным гласом, по полутонам двигаясь вверх, пропевать Многолетие, но и оглашать на площадях царские указы, возвещать всему Божьему люду о начале войны или заключении мира.
Лучшие русские хоры, начиная с Государевых и Патриарших певчих дьяков и кончая современными церковными и светскими хорами, немыслимы без певцов-октавистов, придающих звучанию хора некую мистическую силу, заключенную в низких частотах человеческого голоса. Необъяснимой в словах мощью русских басов с давних времен восхищались отечественные и зарубежные слушатели. Композиторы писали для них специальные произведения.
Мужской хор «Православные Певчие», созданный в 1992 году хормейстером и музыковедом Георгием Смирновым, успешно продолжает древнюю русскую традицию певчих дьяков, ведущую свое начало с ХVI-ХVII вв. Коллектив считается одним из лучших хоров Москвы, и знаменит во всем мире. Особым признанием выступления хора пользуются в западноевропейских странах, где мужской голос бас-проффундо — исключительно редкое явление, поскольку для большинства западноевропейских басов предельно низкая нота — фа-соль большой октавы, и трудно себе представить, что возможно иметь в певческом человеческом диапазоне ноты еще на октаву ниже, реально слышимые и обладающие потаенной силой воздействия…