Георгий Смирнов: «Басы-профундо — уникальное вокальное явление из России…»
8 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость программы «Рандеву с дилетантом» — создатель и художественный руководитель знаменитого мужского хора «Православные певчие», регент Георгий Смирнов…
Георгий Смирнов: «Моя основная деятельность протекает в лоне церкви и регентства. Я занимаюсь праздничными службами и богослужебными практиками. Мне интересно заниматься нотами — у меня масса переложений, которые используются певчими по всей России и за рубежом. Весь мир интересуется православной музыкой, в том числе и записями нашего хора…».
Истоки мужского хорового пения в России лежат в древней традиции певчих дьяков, ведущей свое начало с 16-17 веков. Возникновение хоров, сочетающих служение в храме с публичными выступлениями, стало возможным тогда, когда на хор обратили внимание не только как на клириков, то есть людей участвующих в богослужении, но и как на инструмент, способный озвучить авторское сочинение. Один из первых автографов принадлежит руке царя Ивана IV, Грозного (1530-1584), который был большим ценителем церковного пения и стал создателем одного из первых хоров — «Государевых певчих дьяков».
Мужской хор «Православные Певчие» был организован в 1992 году из лучших певчих московских храмов и монастырей для участия в торжественных богослужениях и концертах. С момента своего первого публичного выступления хор сразу привлек внимание слушателей и музыкальных критиков исключительно высоким профессиональным мастерством, сдержанностью и строгостью звучания, особой атмосферой духовности. В настоящее время «Православные Певчие» — один из лучших хоров Москвы, о чем свидетельствует неизменный успех на концертах, а также многочисленные восторженные отклики отечественной и зарубежной прессы.
Художественный руководитель хора — профессиональный хормейстер Смирнов Георгий Александрович. В 1980 году он с отличием окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных. В 1985-м — Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования; музыковед — тема кандидатской диссертации «История становления музыкально-хорового цикла Православной Литургии».
Георгий Смирнов: «Духовная музыка — огромный пласт хорового искусства, особенно в России, где церковные песнопения поются a cappella. Этот жанр зародился в стенах храмов и монастырей и впоследствии нашел свое продолжение в творчестве многих композиторов, начиная Бортнянским и заканчивая Чесноковым, Гречаниновым, Хренниковым, Кастальским и другими. Нам, студентам консерватории, в ту пору это преподносилось в чрезвычайно дозированных количествах, поскольку эта музыка была под запретом. Но среди нас были ребята — дети священников, они приносили ноты и мы собирались вместе в каком-нибудь классе, играли их на фортепиано и пели. Это было как будто прикосновение к величайшей тайне, к чему-то чрезвычайно сокровенному — наши души ощущали в эти моменты какой-то невероятный трепет, и мы уходили после таких встреч очень одухотворенными…»
До создания мужского хора «Православные Певчие» Георгий Смирнов работал хормейстером, дирижером и регентом в храмах и профессиональных мужских хорах Москвы, в том числе Мужском хоре Издательского отдела Московского Патриархата, Московском Свято-Даниловом ставропигиальном монастыре, занимался изучением истории русского церковного пения, издал ряд сборников русской духовной музыки. В течение ряда лет, будучи редактором издательства «Музыка», в 1989 году подготовил к печати «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Это было одно из первых изданий русской духовной музыки после 70-летнего забвения.
Впоследствии Георгий Смирнов служил регентом в Храме Христа Спасителя и правого хора Благовещенского храма в Павловской Слободе. С Праздника Успения Пресвятой Богородицы (27-28 августа 2011 года) становится регентом праздничного мужского хора в Храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Солдатской Слободе (Лефортово). Со Страстной Седмицы 2012 года назначен регентом архиерейского хора Патриаршего подворья в Останкино в Храме Живоначальной Троицы.