Татьяна Гринденко: «Мы сейчас все — opus posth…»

25 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музыкальном сообществе Татьяну Гринденко называют исключительным явлением современной русской скрипичной школы. Однако её интересы никогда не ограничивались рамками академической музыки. В свое время она входила в состав одной из первых в СССР рок-группы «Бумеранг», а впоследствии организовала первый в России ансамбль барочной музыки…
Татьяна Гринденко — выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ученица знаменитых педагогов — профессоров Б. А. Сергеева (Санкт-Петербург), Ю. И. Янкелевича и М. С. Глезаровой (Москва). Лауреат многих международных конкурсов, и в том числе конкурсов им. П. И. Чайковского и им. Г. Венявского, Народная артистка России. За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии РФ (2003).
Музыкальные интересы Татьяны Гринденко никогда не ограничивались рамками академической музыки. На заре своей музыкальной карьеры она входила в состав одной из первых в СССР рок-группы «Бумеранг», а затем в состав рок-группы «Форпост». Участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях.
Татьяна Гринденко: «Это было удивительное время! Представьте себе, обычная классическая нотная скрипачка — я могла сыграть и Брамса, и Бетховена, все что угодно, но только по нотам. А без нот наступало оцепенение — нот нет, и я никто. И вдруг эти ребята, никогда не имеющие дело с нотами, постепенно вовлекли меня в этот мир, где нот не существовало, а существовало нечто другое — не знаки, а всё что за знаками. Это было счастье! Я с необычайным энтузиазмом погрузилась в это музицирование!..»
В условиях советского государства увлечения авангардной и рок-музыкой воспринимались как инакомыслие, и с 1978 по 1988 гг. артистическая карьера Татьяны Гринденко «погружается в молчание»: ей были запрещены гастрольные поездки, записи на радио и пластинки. Несмотря на это, в 1980 году она совместно с Алексеем Любимовым создает первый в СССР барочный ансамбль «Академия старинной музыки», использующий аутентичную манеру исполнения музыки XVII–XVIII веков, которым бессменно руководит до сих пор. Ансамбль в короткое время получил широкую известность и признание в Советском Союзе.
С 1989 года Татьяна Гринденко с «Академией старинной музыки» постоянно приглашается и играет с огромным успехом на международных фестивалях старинной музыки в Бостоне, Глазго, Потсдаме, Стокгольме, Утрехте, Шлезвиг-Гольдштейне, Штириарте, Бремене, Нойшвайштайне, Локкенхаусе, Кортрике, Райнгау, Вене и других.
Особый интерес представляет многолетнее творческое сотрудничество Татьяны Гринденко с Гидоном Кремером. Их музыкальному дуэту посвящены «Concerto grosso» № 1 Альфреда Шнитке, «Tabula Rasa» Арво Пярта, последняя композиция Луиджи Ноно «Нау que caminar sonando».
В 1997 году Татьяна Гринденко с «Академией старинной музыки» осуществила премьеру оперы Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «САКРО-АРТ» в г. Локкум в Германии. В 1998 году ею осуществлена музыкальная премьера оперы Б. Галуппи «Il Re-Pastore» в оперном театре г. Удине в Италии. А год спустя она становится музыкальным руководителем постановки спектакля «Моцарт и Сальери» (музыка — В. Мартынова, режиссер — А. Васильев) в Московском театре «Школа драматического искусства».
Татьяна Гринденко: «Вся моя жизнь проходит через такие персоны и персонажи, которые меня всё время направляют. И Гидон Кремер, и Владимир Мартынов — все эти люди в силу своего таланта и жизненных путей всегда отвечают для меня на вопрос „зачем?“ и „почему?“. Как Моцарт… Он как раз был тем человеком, который знал не названия нот, а всё, что за ними. На мой взгляд, Моцарт уже от рождения точно знал час своей смерти. Этот знак — он в нём есть… И я хочу заниматься такой знаковой музыкой! Я хочу общаться со знаковыми людьми! И Гидон Кремер по-своему отвечает для меня на вопрос „зачем?“ и „почему?“. Мартынов и вовсе посвятил этому целую жизнь…»
В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство» был создан ансамбль OPUS POSTH. В основу коллектива была положена концепция композитора и философа Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля (opus posthumum — посмертная публикация музыкального произведения), так и современную культурную ситуацию. Суть концепции — осознание необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки, и рождения нового пространства музицирования. Не выражать и переживать реальность, но пребывать в ней — такова цель опус-пост-музыки.
В этом направлении осуществлены мультимедийные проекты: «Ночь в Галиции», «Времена года», «Русско-немецкий реквием», «Игры ангелов и людей», «Песнь Песней», «БАХ-2000», «Зимы не будет», «Песни обреченных», «Семь последних слов Спасителя на Кресте» и некоторые другие. В репертуаре ансамбля современные (XX в.) и новейшие (XXI в.) произведения западных и российских композиторов. Ансамблем OPUS POSTH выпущены диски «Гимны», «Ночь в Галиции», «Come in!», «Реквием и Стабат Матер», «Тетрактис», «PASSIONSLIEDER», «Литании Богородице» и «Семь последних слов Спасителя на кресте» И. Гайдна, признанного журналом «STRAD» — лучшим диском года (компании «CCn`C Records» и «Long Arms Records» при поддержке Фонда Форда).
Татьяна Гринденко: «Я сейчас не могу играть рок, потому что сегодня — это что-то совсем иное. С другой стороны, два года назад я побывала на фестивале музыки noise в Японии и была настолько впечатлена, что для себя решила — если я не вольюсь в ряды этой музыки, то я буду не я. Для меня существует ощущение течения времени — последние десять лет я остро чувствую, что зарождается что-то новое. Долгий период я практически не занималась классической романтической музыкой — меня в ней стопорило то, что она вынуждала меня вовлекать свои человеческие чувства, которые я по своей натуре не могу не вовлекать. Я в них впадала, и это меня стопорило. Мне это дико мешало, в отличие от старинной музыки, которая не называет ноты нотами, а просто есть „она“. Также и новая музыка — она ничего не называет, а просто есть „она“…»

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».