Юрий Каспаров: «Меня всегда влекло к диссонансам…»
11 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова известный российский композитор и педагог, профессор Московской консерватории, основатель Московского ансамбля современной музыки — Юрий Каспаров…
Юрий Каспаров родился в Москве, в армянской семье. Музыкой стал заниматься с пяти лет. Окончил музыкальную школу. По настоянию родителей поступил и в 1978 году окончил Московский энергетический институт. Работал инженером в Центральном научно-исследовательском институте автоматики и гидравлики и параллельно учился в Московском областном музыкальном училище, которое окончил за два года (1978-1980).
В 1980–1984 гг. учился в Московской консерватории, поступив сразу на второй курс на композиторский факультет. Инструментовке учился у Е. П. Макарова, композиции у М. И. Чулаки. В 1989–1991 гг. учился в аспирантуре Московской консерватории, где его научным руководителем был Э. В. Денисов.
В 1985–1989 гг. работал главным музыкальным редактором Центральной студии документальных фильмов.
С 1992 г. — заместитель председателя исполнительного комитета Международной Ассоциации композиторских организаций.
В 1993 году на Французском радио он создает свое первое интерактивное электроакустическое сочинение — «Чакону» для фагота, виолончели и лив — электроники.
Основатель (1990) и художественный руководитель Московского ансамбля современной музыки — первого в России постоянно действующего коллектива, специализирующегося на исполнении исключительно современной музыки.
Член правления Московского Союза композиторов и оргкомитета Международного музыкального фестиваля «Московская осень».
Один из организаторов и руководителей Российской ассоциации современной музыки, сопредседатель Российской секции Международного общества современной музыки (ISCM).
С 2005 года преподает в Московской консерватории на кафедре инструментовки, а с 2007 года — также и на кафедре сочинения.
В программе Юрий Каспаров размышляет о своеобразии развития академической музыки в нашей стране, современном музыкальном образовании, переосмыслении фундаментальных понятий музыки и музыкальном авангарде сегодня…
Юрий Каспаров: «Нельзя сказать, что композиторы прошлого были более образованы, чем современные авторы. Сегодня музыканты получают другое образование. Например, в глубоко советское время всё, что касалось теории музыки, преподавалось лучше и спрашивалось строже. Поэтому любой композитор, который окончил консерваторию в 60-70 гг., сходу бы вам сказал, что такое гармония, форма и т. д. — эти люди знали всё. Но они не знали самой музыки, поскольку были „отрезаны“ от Запада „железным занавесом“. Сегодняшние композиторы теорию знают хуже, однако — что касается широты — в этом они разбираются гораздо лучше, и вся классика ХХ века у них на слуху. Как у нас были на слуху Моцарт, Бетховен, Чайковский, Брамс, так у них — Лигети, Лютославский, Булез, Штокхаузен и др. Помимо этого нынешние молодые композиторы отлично знают все современные приемы, поэтому их музыкальный язык актуальный — он соответствует требованиям сегодняшнего дня, чего не было у советских композиторов. Да, существовала большая политика, когда крупный композитор, за которым стояла советская власть, выезжал за рубеж, и на это, конечно, обращалось внимание, но музыканты всерьез эту музыку не воспринимали. А сейчас наоборот — глубины стало гораздо меньше, но язык абсолютно современный. Вот вам и разница двух образований — прошлого и нынешнего…»