Юрий Шерлинг: «Мое самое большое достижение в жизни — это дети…»
6 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость Владимира Молчанова — российский театральный режиссёр, хореограф и балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусств и академик Американской Академии Музыки — Юрий Борисович Шерлинг…
Юрий Шерлинг родился в 1944 году в Москве. Его мать — Александра Аркадьевна Шерлинг, первая в истории женщина-дирижёр, выпускница Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, с раннего детства развивала музыкальные и художественные дарования сына.
Музыкальный дебют юного Юрия Шерлинга состоялся в Большом зале Московской консерватории. С четырех лет он брал уроки фортепиано у Е. Ф. Гнесиной — основательницы Израильской консерватории и авторитетнейшей музыкальной школы и института её имени в Москве. В семь лет Шерлинг поступает в хореографическое училище при Большом театре. В восемнадцать лет он — солист балета Государственного академического ансамбля народного танца Игоря Моисеева, в двадцать — солист балета в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
После окончания ГИТИСа и Высших режиссёрских курсов в мастерской народного артиста СССР Андрея Гончарова в 1969 году, Гончаров приглашает Шерлинга к совместной работе над американским мюзиклом «Человек из Ламанчи» в театре им. Маяковского. Спектакль, в котором Юрий Шерлинг впервые выступил в качестве режиссера, не сходил со сцены в течение четырнадцати лет. Не менее успешным стал следующий мюзикл-спектакль «Тощий приз» по пьесе кубинского писателя Э. Кинтеро, поставленный в Государственном русском театре ЭССР в 1974 году. К концу года художественный руководитель Московского театра им. Моссовета Ю. Завадский перенес постановку на сцену своего театра.
Основную известность Юрий Шерлинг приобрёл, организовав в 1977 году Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ), — первый профессиональный еврейский театр в СССР со времени закрытия московского Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) в 1949 году. Театр Шерлинга развивал и следовал лучшим традициям русской театральной школы Вахтангова и Михоэлса. Сам Шерлинг решение создать КЕМТ объяснял своей реакцией на «государственный антисемитизм» в СССР: «Во мне проснулась национальная гордость… Следовало найти нечто, способное протаранить сопротивление еврейской культуре в стране антисемитизма».
Юрий Шерлинг: «Самым удивительно счастливым человеком я был, когда стал художественным руководителем, директором и основателем Камерного еврейского музыкального театра. Дело в том, что тем самым я выполнял свою человеческую миссию. И это не просто громкие слова. Я понимал, что люди моей национальности в тот момент, находясь в жесткой антисемистской ситуации, желали покинуть во имя спасения землю, на которой они выросли. Я и сам вырос не в еврейской семье. В своей книге я четко обозначаю, что я — генетический еврей, а на самом деле — обыкновенный советский мальчик, выросший на улице Горького, любящий селедку, красивых русских женщин и обожающий все то, что связано со славянской культурой, на которой я был воспитан. Ничто меня не связывало с еврейской культурой до тех пор, пока я совершенно неожиданно не столкнулся с тем, что я „человек второго сорта“, и не могу занимать то достойное место, которое я имею право занимать. В связи с этим у меня возник ряд естественных вопросов, на которые я хотел получить ответы. Уже будучи директором и художественным руководителем театра, я узнал, что моя мама говорит на идише. Все прежнее время это держалось от меня в секрете. Самым трагичным для меня было то, что, когда мама умерла, я впервые узнал, что на самом деле ее звали не Александра Аркадьевна, как значилось в ее паспорте, а Сара Ароновна. Все эти обстоятельства привели к тому, что у меня возникла острая необходимость заявить о себе, как о личности — своем неком гражданском существовании. Именно в тот момент я основал этот театр…»
В 1978 году в Москве с триумфом прошла премьера оперы-мистерии Юрия Шерлинга «Черная уздечка белой кобылицы» на языке идиш. Полузапретная в те времена Еврейская тема зазвучала в спектаклях КЕМТА во весь голос: «Давайте все вместе», «Последняя роль», «Тевье из Анатовки» по мотивам повести Шолом Алейхема «Тевье-молочник» — переложение для советской сцены знаменитого мюзикла Д. Бока и Д. Стайна «Скрипач на крыше». К постановкам были привлечены лучшие творческие силы Москвы: Илья Глазунов, Сергей Бархин, Людмила Улицкая, Илья Резник, Элеонора Власова. Режиссером и композитором выступал Юрий Шерлинг.
В 1985 году из-за противостояния государства Юрий Шерлинг вынужден был покинуть стены своего театра и уехать за границу. Он ставит спектакль «Гетто» по пьесе израильского драматурга Иешуа Соболя в Норвегии. Работает как автор ряда музыкальных теле-шоу на норвежском ТV. Ведет концертную деятельность в Германии, Австрии, Венгрии, Японии и других странах.
Вернувшись на родину весной 1989 года, Шерлинг открывает новый театр «Школа музыкального искусства». На сцене театра были поставлены народная опера «Когда песок взойдет», опера-мистерия «Помилуй», арт-шоу «Хор Турецкого». Со спектаклями «Школы музыкального искусства» Юрий Шерлинг успешно гастролировал в США.
По мнению критиков, Юрий Шерлинг — «человек, свободный от условностей и способный разрушить любые стереотипы». В 2007 году Юрий Шерлинг восстанавливает оперу-мистерию «Чёрная уздечка Белой кобылицы» в новой редакции на сцене московского театра Сатиры. «Музыкальная притча о насущных проблемах нашего времени» ставится на русском языке и проходит на столичной сцене с огромным успехом.