«Музыка вместо сумбура: Композиторы и музыканты в Стране Советов». Передача первая

  • 2 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Очередная встреча Владимира Молчанова и старейшего московского музыковеда Льва Гинзбурга в программе «Рандеву с дилетантом» посвящена обсуждению новейшего документального издания «Музыка вместо сумбура: Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917–1991», рассказывающего об «особых» условиях музыкального творчества при советской власти…
Этот уникальный сборник документов читается не хуже любого романа. Абсурд и трагедия под одной обложкой. Здесь, например, можно узнать какие важнейшие мировые проблемы занимали ЦК КПСС весной 1977 года. «Проблемой» оказался творческий конкурс молодых виолончелистов в Париже, проводившийся под эгидой Мстислава Ростроповича. ЦК КПСС принял специальное постановление № П55/65 от 17.05.1977 «О мерах в отношении международного конкурса виолончелистов…»: «Поручить Министерству культуры СССР проинформировать органы культуры НРБ, ВНР, ГДР, Кубы, МНР, ПНР и ЧССР о нежелательности участия представителей социалистических стран в международном конкурсе молодых виолончелистов имени Ростроповича, намеченного к проведению во Франции с 27 июня по 3 июля 1977 года».
«...Я уверен, — говорит Лев Гинзбург, — что среди правящих в то время людей (особенно на заре советской власти), было немало умных, образованных и, может быть, даже вполне интеллигентных представителей. Однако с годами эта власть все более превращалось в нелепый анекдот, апогей которого пришелся на последние десятилетия режима, когда правящие силы определяли судьбы всех людей и каждого отдельного человека. Эта книга поражает тем, насколько мелочным был тот контроль, который осуществлялся в массовом порядке, распространяясь в том числе и на все, что касалось непосредственно искусства…»
Документы, которые публикуются в строгом хронологическом порядке и за редким исключением без купюр, посвящены исследованию формирования и функционирования сложной системы творческих и партийно-государственных механизмов управления музыкальной жизнью в стране. Читателям предлагается исключительная возможность увидеть как на фоне одиозной и противоречивой культурной политики происходило становление одной из величайших музыкальных эпох в истории, ставшей безусловным эталоном национального престижа и символом Страны Советов.
«Основной парадокс в процессе прочтения этой книги заключается в том, что, с одной стороны, мы прекрасно осознаем, что на протяжении всего времени существования советской власти, в России создавалась замечательная музыка, — продолжает Лев Гинзбург, — которая впоследствии ознаменовала собой лучшее из того, что было написано в ХХ веке. И принадлежала она перу таких композиторов, как Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и многих других. С другой стороны, не стоит забывать, что зачастую эта музыка писалась под давлением, и очевидно создавалась вопреки. Слушая ее сегодня, в это трудно поверить, однако размышление на тему того, как это все происходило, оставляет больше вопросов, чем ответов…»
«Музыка вместо сумбура: Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917–1991»
Автор и составитель: Л. В. Максименков
Издательство: Международный фонд «Демократия»
Серия: «Россия. XX век. Документы», 2013

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».