Владимир Юровский: «Мы должны разрушать барьер между сценой и публикой…»
23 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вторую неделю подряд Владимир Молчанов принимает в студии радио «Орфей» выдающегося дирижера современности Владимира Юровского. Один из самых влиятельных российских маэстро на Западе рассказывает о том, зачем он столько времени уделяет полузабытым отечественным композиторам и почему считает нужным приветствовать современную публику вступительным словом…
А также — о своих взаимоотношениях с Большим театром, проекте общедоступных концертов, музыкантах за дирижерским пультом, современном поколении молодежи и судьбе классического искусства…
Владимир Юровский о музыкантах за дирижерским пультом: «Дело даже не в том, что талантливые люди в смежных областях в какой-то момент начинают чувствовать себя стесненными рамками своего инструмента и тем репертуаром, который этот инструмент им предоставляет, и хотят развернуть плечи — музыкально задышать полной грудью. Само по себе это вполне естественно. Когда речь идет о таких гигантах музыки, как Мстислав Ростропович или Владимир Ашкенази, мне, например, понятно почему, им недоставало их инструмента. Можно по-разному оценивать плоды их дирижерской деятельности, но одного отрицать нельзя — они всегда были универсальными музыкантами, и в своих дирижерских опытах продолжали оставаться таковыми. Присутствие такого рода людей в профессии, дискредитировать её никак не может, даже если в каких-то чисто технических моментах они кому-то уступают.
Меня, однако, беспокоит другое — а именно то, что в нынешнем обществе (причем не только в России, но и во всем мире) сегодня существует некое легковесное отношение к профессии дирижера — как к социальному статусу. А то, что дирижер — это специфическая профессия, нуждающаяся в специфическом таланте, специфических знаниях, специфической технике, и что учиться ей нужно очень долго — об этом никто не задумывается. Получается, что, если музыкант достиг в своей творческой карьере всего, то ему не остается ничего другого, как только еще стать дирижером. И это сегодня исполняется, как своего рода социальный заказ…»