Владислав Иголинский: «Нам просто „запороли“ сценическую карьеру…»
26 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О своей необычной музыкантской судьбе в программе «Рандеву с дилетантом» рассказывает известный скрипач, профессор Московской государственной консерватории и Российской Академии музыки им. Гнесиных — Заслуженный артист России Владислав Иголинский…
На сегодняшний день в репертуаре знаменитого музыканта — более пятидесяти концертов с оркестром, произведения более семидесяти композиторов от старинной до современной музыки. Владислав Иголинский — первый исполнитель восемнадцати скрипичных концертов с оркестром, а также более двадцати других крупных сочинений. Большой ряд произведений написан известными композиторами специально для него. Владислав Иголинский концертирует в качестве скрипача, пианиста, дирижера, сочиняет сам музыку. Преподает в Московской консерватории и Академии музыки имени Гнесиных. Среди его учеников — лауреаты престижных международных конкурсов: М. Гавриленко, А. Сыч, А. Денисова, Г. Левин, И. Аггеева.
Однако путь артиста к вершинам музыкального олимпа был действительно непрост. Будучи исключенным в виду интриг политического характера из консерватории, его распределили служить солдатом на ядерный полигон в Казахстане.
Вот, как об этом периоде вспоминает Владислав Иголинский в одном из своих интервью:
«Семидесятые годы — это было время, поощрявшее стукачество. Я попал в категорию людей, „мешающих строительству социализма“. Меня лишили возможности пересдать злополучную историю КПСС, что, как потом выяснилось, было противозаконно. Я был отчислен из консерватории „за неуспеваемость“, а после этого и лишен возможности служить в армии в военном оркестре. Известно, что музыканты идут в армию не стрелять, копать и тому подобное, а работать в военном оркестре. Для меня эти двери закрывались, как только слышали мою фамилию. Было сделано все для того, чтобы я не имел даже надежды на главное — продолжение занятий музыкой. И меня отправили в стройбат, работать лопатой и ломом. Оказывается, я государству был нужен именно в этом качестве. И не где-нибудь, а в Казахстане, под Семипалатинском, в районе ядерного полигона. Спустя два года я чудом выбрался оттуда…»
«Руки от цемента я отмыл только через полгода, — продолжает Владислав Иголинский. — Однако, едва очутившись в Москве, я тут же накинулся на инструмент и начал вновь готовиться к поступлению в консерваторию…»
Владислав Иголинский: «До вступительных экзаменов в консерваторию оставался ровно месяц. У меня долго не принимали документы. На экзамен по специальности я представил на выбор программу практически полноценного концерта. Труднее всего было восстановить руки. Все основные экзамены сдал также на „пять“. Пришлось зачислить меня в консерваторию. Там же закончил аспирантуру (у Леонида Когана), и после многих перипетий меня пригласили работать на кафедре…»
С 1976 года началась активная концертная деятельность скрипача — сольная, а также в составе камерных ансамблей и с оркестрами. В 1978 году в концертах Святослава Рихтера Владислав Иголинский был участником камерного ансамбля вместе с О. Каганом, Н. Гутман, Ю. Башметом и другими известными музыкантами.
В 1976–1989 гг. музыканту был запрещен выезд из СССР, несмотря на завоеванное им во Всесоюзных отборах право участия в Международных конкурсах скрипачей в Монреале (1979 год), Белграде (1980 год), Мюнхене (1983 год) и приглашения на гастроли в Европе. На Всесоюзном конкурсе скрипачей в 1981 году он получил вторую премию (первая не присуждалась).
Владислав Иголинский: «Тринадцать лет, с 1976 по 1989 годы, меня не выпускали из СССР на гастроли за границу, игнорируя официальные приглашения, на международные конкурсы, несмотря на завоеванное во Всесоюзных отборах право участия в них. А ведь эти годы — самое время творческого роста, период, определяющий всю дальнейшую карьеру. Еще хуже, что в похожем положении были многие. Неугодным, что называется, перекрывали кислород, талантливых людей доводили до отчаяния. Многие были вынуждены любым образом бежать из страны…»
В 1989 году в возрасте тридцати шести лет музыканту впервые удалось выступить за границей: по приглашению музыкальной Академии Белграда он выехал в Югославию, где успешно концертировал и вел мастер-классы в течение десяти дней. С тех пор началась активная концертная деятельность Владислава Иголинского за рубежом.
Сегодня, подводя итог своим творческим перипетиям, он замечает: «То, к чему я стремился, в целом достичь удалось: занимаюсь своим любимым делом, концертирую в качестве скрипача, пианиста, много преподаю, сочиняю музыку, иногда дирижирую…»