Евгения Изотова: «Новая музыка — та, которая делает шаг вперед…»
3 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О российском музыкальном авангарде начала прошлого века и современной музыке сегодня Владимиру Молчанову в программе «Рандеву с дилетантом» рассказывает исполнительный директор ансамбля «Студия новой музыки» — музыковед Евгения Изотова.
Евгения Изотова: «...В начале прошлого века развитие русской музыки сопровождались настоящими встрясками. Тогда уже нашими композиторами писались первые двенадцатитоновые сочинения — а это, заметьте, предваряя Шенберга. Вспомнить хотя бы Николая Рославеца и его „синтет-аккорды“. К слову сказать, первое двенадцатитоновое сочинение также было написано выходцем из России — Ефимом Голышевым. И это все происходило в России до Шенберга. Если бы в нашей стране не случилась революция, то, наверное, русская музыка развивалась бы очень активно и дальше. Но произошло то, что произошло, и все эти начинания обрубились, как говрится, на самом интересном месте…»
Неизвестные русские гении ХХ века — кто они? Из программы вы узнаете, кто в дореволюционной России писал самую прогрессивную музыку, как изменилось мировоззрение композиторов послевоенного авангарда, кто должен нести ответственность за «репрессированную» музыку в нашей стране, и как пережитки задавленного прошлого откликаются в сегодняшнем дне?..
Евгения Изотова: «...То, что в России современная музыка воспринимается хуже, чем в странах Европы, исторически вполне объяснимо. Там вся современная музыка всегда поддерживалась государством, и различные коллективы, специализирующиеся на исполнении этой музыки, получали гранты с обязательным пунктом играть современную музыку. А у нас — о чем говорить, если в 30-е годы перекрыли весь кислород, потом началась война, потом снова запретили уже следующее поколение авангардистов: Шнитке, Губайдулина, Денисов, Волконский — все вынуждены были уехать. У нас просто не сложилась эта культура. Только сейчас мы постепенно начинаем восполнять упущенное…»