Василий Синайский: «Сегодня рецензий никто не боится…»

27 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вторая встреча с выдающимся российским дирижером и музыкальным руководителем Большого театра Василием Синайским в программе «Рандеву с дилетантом» посвящена современным реалиям. В фокусе программы — взгляд на академическую музыку в системе музыкального бизнеса: коммерция vs искусство…
Олигархи в зрительном зале, музыкальные критики без музыкальных знаний, менеджеры-управленцы вместо художественных руководителей и дирижеры-путешественники, принадлежащие всему миру — какие из этих тенденций идут во благо классической музыке, а какие разрушают ее? Размышляет Василий Синайский…
— Существует ли сегодня серьезная музыкальная критика в России?
Василий Синайский: Сегодня все очень сильно изменилось. Раньше рецензии были не только рецензиями, но зачастую и вердиктом. Скажем, негативная рецензия в газете «Правда» вполне могла означать, что спектакль на сцене долго не продержится. Но сейчас к этому все относятся более спокойно. Во-первых, рецензии перестали восприниматься как нечто окончательное, в конце концов, это личное мнение критика. К сожалению, многие наши критики пишут весьма поверхностные рецензии на довольно сложные сочинения, как, скажем, «Кавалер розы» Рихарда Штрауса. К тому же, как мне кажется, наши критики стали гораздо менее образованными — зачастую они пишут, руководствуясь своими эмоциями, а что за этим стоит — они просто не знают. Я считаю, что в идеале было бы хорошо, чтобы наших критиков обязывали приходить не только на премьерные спектакли, но и на прогоны, генеральные репетиции и даже просто рядовые репетиции, чтобы они имели возможность познакомиться с произведением и его автором. Поэтому, конечно, рецензии какой-то тон определяют, но сегодня их, по большому счету, никто не боится…
— Не считаете ли Вы, что сегодня концертные менеджеры стали замещать художественных руководителей и главных дирижеров оркестров?
В.С.: Совершенно верно, сегодня приоритет отдается музыкальным менеджерам. Если менеджер не ладит, а, не дай бог, конфликтует с главным дирижером, то, скорее всего, уйдет дирижер. Менеджеры сейчас необычайно сильны, и это, пожалуй, плохо. Но в их руках вся организация — деньги, покупка залов, поиск спонсоров, организация гастролей и так далее. Менеджер всецело определяет политику концертного зала или коллектива…
— Сегодня лучшие дирижеры становятся путешественниками. Действительно ли это серьезная проблема, что дирижеры общаются со своими оркестрами всего по несколько месяцев в году?
В.С.: Это еще одна тема для долгого разговора. Ведь и в прежние времена, когда дирижеры работали по 30-40 лет на одном месте, они также имели свою норму — как правило, четырнадцать недель, которые они честно отрабатывали. Разница заключалась лишь в том, что дирижер постоянно находился в городе, если он выезжал, то ненадолго. А сегодня жизнь очень изменилась — дирижер садится в самолет и через несколько часов находится в другом конце света. Все двигаются. Но это, я считаю, положительным моментом, поскольку оркестр имеет возможность общаться со множеством различных дирижеров. А раньше дирижер, работающий в Германии, не слишком часто появлялся в Англии. И получалось так, что он был чрезвычайно знаменит в Германии, а в Англии о нем даже и не слышали. Разве это хорошо? Не думаю. А теперь и Валерия Гергиева, и Юрия Темирканова знают во всех странах мира, и это, по моему, здорово…

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».