Василий Синайский: «В Большом театре все процессы происходят несколько замедленно…»

  • 20 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В гостях у Владимира Молчанова один из самых авторитетных российских дирижеров современности — нынешний музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский.
Василий Синайский родился в 1947 году в Коми АССР. Обучался в Ленинградской консерватории и аспирантуре по классу симфонического дирижирования у прославленного И. А. Мусина. В 1971–1973 годах работал вторым дирижёром симфонического оркестра в Новосибирске. В 1973 году 26-летний дирижёр принял участие в одном из самых сложных и представительных международных соревнований — конкурсе «Фонд Герберта фон Караяна» в Берлине, где первым из наших соотечественников стал обладателем Золотой медали и удостоился чести дважды дирижировать Берлинским филармоническим оркестром.
После победы на конкурсе Василий Синайский получил приглашение Кирилла Кондрашина стать его ассистентом в оркестре Московской филармонии и занимал эту должность с 1973 по 1976 год. Затем дирижер работал в Риге (1976–1989 гг.): руководил Государственным симфоническим оркестром Латвийской ССР — одним из лучших в СССР, преподавал в Латвийской консерватории. В 1981 году Василий Синайский был удостоен звания «Народный артист Латвийской ССР».
Вернувшись в 1989 году в Москву, Василий Синайский некоторое время был главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре, а в 1991–1996 гг. возглавлял Академический симфонический оркестр МГАФ. В 2000–2002 гг., после ухода Евгения Светланова, руководил Государственным академическим симфоническим оркестром России. С 1996 года является главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра ВВС и постоянным дирижёром ВВС Proms («Променад-концертов»).
С 2002 года Василий Синайский живёт и работает в основном за рубежом. Помимо сотрудничества с Филармоническим оркестром ВВС, он являлся главным приглашённым дирижёром Нидерландского симфонического оркестра (Амстердам), с января 2007 — главным дирижёром Симфонического оркестра г. Мальмё (Швеция). Спустя почти два года газета Skanska Dagbladet писала: «С приходом Василия Синайского началась новая эра в истории оркестра. Теперь он, несомненно, заслуживает того, чтобы занять почётное место на европейской музыкальной сцене».
Список оркестров, которыми маэстро дирижировал за последние годы, необычайно широк и включает ЗКР Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, амстердамский Concertgebouw, Роттердамский и Чешский филармонический оркестры, лейпцигский Gewandhaus, оркестры радио Берлина, Гамбурга, Лейпцига и Франкфурта, Национальный оркестр Франции, Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр ВВС, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский Шотландский национальный оркестр, Оркестр финского радио, филармонический оркестр Люксембурга. За океаном дирижёр выступал с Монреальским и Филадельфийским симфоническими оркестрами, симфоническими оркестрами Атланты, Детройта, Лос-Анджелеса, Питтсбурга, Сан-Диего, Сент-Луиса, гастролировал в Австралии с оркестрами Сиднея и Мельбурна.
Одним из выдающихся событий в европейской карьере Василия Синайского стало участие оркестра корпорации ВВС в фестивале к 100-летию Д. Шостаковича (Shostakovich and his Heroes` festival, Манчестер, весна 2006), где маэстро буквально поразил воображение публики и критики исполнением симфоний великого композитора.
Шостакович, а также Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Берлиоз, Дворжак, Малер, Равель входят в число репертуарных предпочтений Василия Синайского. В последнее десятилетие к ним добавились английские композиторы — Элгар, Воан-Уильямс, Бриттен и другие, музыку которых дирижёр постоянно и с успехом исполняет с британскими оркестрами.
Помимо прочего Василий Синайский — крупный оперный дирижёр, осуществивший целый ряд постановок в оперных театрах России и других стран. В их числе: «Мавра» Стравинского и «Иоланта» Чайковского (обе в концертном исполнении) в Париже с Национальным оркестром Франции; «Пиковая дама» Чайковского в Дрездене, Берлине, Карлсруэ (режиссер Ю. Любимов); «Иоланта» в Национальной опере Уэльса; «Леди Макбет» Шостаковича в берлинской Komische Oper; «Кармен» Бизе и «Кавалер розы» Р. Штрауса в Английской национальной опере; «Борис Годунов» Мусоргского и «Пиковая дама» с труппой Большого театра и Латвийской государственной оперы.
С сезона 2009–2010 гг. Василий Синайский — постоянный приглашенный дирижер Большого театра. С сентября 2010 года — главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра
Многочисленные звукозаписи Василия Синайского (в основном с Филармоническим оркестром ВВС на студии Chandos Records, а также на Deutsche Grammophon и др.) включают сочинения Аренского, Балакирева, Глинки, Глиэра, Дворжака, Кабалевского, Лядова, Ляпунова, Рахманинова, Шимановского, Шостаковича, Щедрина. Его запись произведений немецкого композитора первой половины ХХ века Ф. Шрекера авторитетный британский музыкальный журнал Gramophone назвал «диском месяца».
В программе знаменитый дирижер рассказывает, почему при столь успешной международной карьере принял приглашение возглавить оперную труппу Большого театра, чем ему привлекательна работа в России, и какие надежды он воздагает на молодое поколение певцов…
Василий Синайский: «...Я очень люблю Россию. Мне всегда хотелось какие-то свои музыкальные наблюдения и опыты опробовать с российскими певцами, оркестрами и театрами. Поэтому, когда зашел разговор о том, чтобы мне войти в состав пяти приглашенных дирижеров Большого театра, даже не задумываясь о месте работы в Большом театре, я сразу же согласился. И встретившись здесь с молодежью, с оркестром Большого театра, я почувствовал такое непередаваемое удовольствие… но не более того. Я просто с пылом всей души — с полной отдачей — приходил и репетировал с ними оперу „Иоланта“. Последовавшее затем предложение дирекции возглавить оперную труппу, было для меня абсолютной неожиданностью. Честно скажу, какое-то время я обдумывал его, но все-таки как-то сразу у меня пошло это на позитив. Для меня Большой театр всегда был символом российской культуры; я помню рассказы Кондрашина и Светланова о Большом театре, я очень люблю в исполнительском плане Николая Семеновича Голованова — у меня есть все его записи… И вдруг такое предложение — я бы не сказал, что соблазнительное, но очень интересующее меня…»

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».