Анатолий Адамишин: «Интеллигентность не была свойственна советским руководителям…»
29 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость Владимира Молчанова — известный российский дипломат и государственный деятель, бывший посол СССР в Италии и Великобритании, заместитель Министра иностранных дел (1986-1990) — Анатолий Адамишин, каждый день которого, по его собственному признанию, начинается с радио «Орфей».
Помимо выдающейся государственной и дипломатической деятельности, Анатолий Адамишин — чрезвычайно интересный собеседник, человек большой эрудиции и культуры. Еще в юном возрасте он осознал важность приобщения к высокому искусству и начал упорно самообразовываться в этом направлении. «Я, словно Мюнхгаузен, вытягивал себя к классической музыке», — вспоминает он. Неудивительно, что когда Анатолий Леонидович впервые оказался в Риме в качестве переводчика по поручению Министерства иностранных дел, он тут же принялся посещать итальянские оперные театры, где в то время пели такие звезды мирового оперного искусства, как Мария Каллас, Марио Дель Монако, Джузеппе Ди Стефано. «Потихоньку мне открылась совершенно новая грань жизни, и я очень завидую тем, кому еще только предстоит ее открыть», — заключает он.
Анатолий Адамишин о пользе классической музыки в работе дипломата: «Прежде всего, необходимо воспитывать в себе личность, поскольку личность лежит в основе всего. А личность без вхождения в классическую музыку в какой-то степени ущербна, или, по крайней мере, ущербна та личность, которой не открывается этот большой и прекрасный мир. Поэтому музыка помогает формировать человека, в независимости от того дипломат он или нет. С чисто прикладной точки зрения, для дипломатии классическая музыка — это подспорье сразу в нескольких отношениях. Во-первых, она открывает тебе дорогу. Скажем, в высшее английское обществе даже не суйся, если ты не приобщен к классической музыке. То же самое и в итальянском обществе — особенно с их бельканто, операми и богатейшей музыкальной культурой. Когда ты приезжаешь в Ла Скала на открытие сезона, там ты встречаешь весь политический и экономический свет, и у тебя там завязываются полезные для работы связи. А это уже чисто прикладная выгода для дипломата. Второй момент, когда классическая музыка оказывается полезной в дипломатии, заключается в том, что ты можешь устраивать концерты в посольстве. А это всегда очень красиво и торжественно. И здесь опять-таки для дипломата получается двойной выигрыш — эстетический и сугубо имиджевый…»
В программе Анатолий Адамишин размышляет о специфике дипломатической работы в Советском Союзе, художественной цензуре, господствовавшей в то время, массовой эмиграции людей искусства с распадом СССР и крайне ограниченных возможностях чиновников его ранга влиять на культурную ситуацию в стране…