Виктор Ульянич: «Главное, чтобы компьютер не превалировал над сердцем…»
25 августа 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость Владимира Молчанова — композитор, ученый, основатель и заведующий Кафедрой компьютерной музыки, акустики и информатики РАМ им. Гнесиных — Виктор Ульянич.
Виктор Степанович Ульянич (1956) родился в г. Снежное Донецкой области. Там же окончил музыкальную школу. В 1973-76 годах обучался в Московском физико-техническом институте на факультете радиотехники и кибернетики. В 1977-78 годах — во Львовской государственной консерватории им. Н. В. Лысенко по классу композиции у В. В. Флыса. В 1983 году окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс композиции Г. П. Дмитриева, Г.В. Чернова).
После окончания композиторского факультета в 1983 году Виктор Ульянич получил приглашение от ректората ГМПИ на работу в ЛМТСО. Позднее по ходатайству Министерства культуры СССР перед Академией Наук СССР и рекомендации академика Н. Н. Моисеева был направлен в аспирантуру Вычислительного центра Академии Наук СССР, где в 1984-88 годах занимался научными исследованиями в области музыкально-компьютерных технологий. (Впервые научная тема «Музыкальная информатика и компьютерная музыка» была официально утверждена в 1984 году).
Творческую деятельность композитора В. С. Ульянич сочетает с деятельностью ученого и педагога. Виктор Ульянич — кандидат искусствоведения, один из ведущих отечественных специалистов в области электронной и компьютерной музыки; автор ряда научных трудов, в том числе монографии «Компьютерная музыка: историко-теоретическая концепция и художественная практика».
С 1991 года на кафедре композиции и инструментовки ведет класс композиции, акустики и компьютерной музыки. В 2001 году основал первую в России кафедру компьютерной музыки, акустики, информатики и в том же году стал ее руководителем.
В программе Виктор Ульянич размышляет о потенциале и перспективах электронной музыки в большом искусстве, рассказывает, как с помощью компьютера создать симфоническое произведение и сделать оркестровую аранжировку, а также отвечает на главный вопрос «Уничтожит ли компьютер музыку?»…
Виктор Ульянич: «...В сознании многих людей компьютерная музыка понимается как нечто связанное либо с экспериментальным, либо с «легким» жанром. Но это не так. Поиски в этом направлении ведутся очень давно и на Западе, и в России, начиная с самого Скрябина. В этом смысле у нас очень большая и интересная история электронной музыки и очень много достижений в этой области. Но сейчас это все «потонуло», а основное музыкальное пространство захлестнула «легкая» — эстрадная и танцевальная — музыка, которая непосредственно связана с компьютерными технологиями. На самом деле компьютерная музыка — это органичное продолжение инструментальной музыки в искусстве, как некогда сама инструментальная музыка (музыка, исполняемая на музыкальных инструментах) была продолжением вокально-хоровой музыки (пения голосом). Электронные инструменты сегодня — это развитие инструментальных возможностей в музыке…