Татьяна Зенаишвили: «Старинная музыка обладает благостной энергетикой…»

28 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова редкий в нашей стране музыкант — исполнительница на органе и клавесине, а также других старинных клавишных инструментах Татьяна Зенаишвили.
В 2002 году журнал «Музыка и время» писал: «Татьяна Зенаишвили — музыкант большого масштаба, а также большого и многообразного музыкального опыта».
Ни для кого не секрет, что настоящая профессиональная школа органа и клавесина находится на Западе. Поэтому сразу после окончания Московской консерватории, будучи удостоенной стипендии двух французских фондов (Fondation des Treilles и Fondation Schlumberger pour la culture et la musique), Татьяна Зенаишвили решает продолжить свое обучение во Франции. С 1991 по 1994 гг. она учится в консерватории им. Дебюсси в Париже и в Высшей Национальной школе музыки в Бобиньи. Результатом ее огромного труда становятся четыре первые премии по классу клавесина и барочного ансамбля, а также дипломы Excellence по клавесину и генерал-басу.
На этом Татьяна Зенаишвили не останавливается и едет стажироваться по органу — в Ганновер у Х.Фогеля, по клавесину — в Париж у Х.Дрейфюса и в Амстердам у Б. ван Асперена, а также в Порто (Португалия) у Ф.Набуко-Сильвестра.
Получив столь значительный профессиональный багаж, Татьяна Зенаишвили начинает вести активную концертную деятельность, вернувшись в Россию. С той поистине завидной школой, которую она прошла в Европе, ее с восторгом принимают на Западе. Она выступает в различных городах СНГ и Балтии, а также Великобритании (в том числе в Wigmore Hall в Лондоне в качестве солистки с оркестром), Португалии, Швеции, Франции, Германии, Канады, США и других странах. В России Татьяна Зенаишвили по сей день входит в число основных исполнителей на органе и клавесине.
В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Органные сочинения Иоганна Пахельбеля: вопросы стиля и исполнительской интерпретации» (руководитель — И.А.Барсова).
В 2000 году за проект «История клавесинного исполнительства XVII, XVIII и XX веков» была удостоена гранта Fulbright Госдепартамента США.
С 1998 года Татьяна Зенаишвили является постоянным исполнителем и ведущим абонемента «Клавесинный Салон» в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки — ежегодной серии концертов на раритетных исторических инструментах из фондов музея.
Концертный репертуар Татьяны Зенаишвили включает в себя музыку XVI–XVIII вв. и XX века. Среди исполняемых ею программ: «Клавесинная музыка XVIII века», Гольдберг вариации И. С. Баха на клавесине мастера Бурката Шуди (1766), «Итальянская музыка в России XVIII века» и др.
Помимо прочего Татьяна Зенаишвили занимается научной и педагогической деятельностью: преподает в Московской консерватории на кафедре органа и клавесина; в разные годы работала в университете Northwestern (Чикаго, Иллинойс, США), парижской «Ecole Normale de Musique» и консерватории им. Дебюсси (Франция); проводит курсы, мастер-классы, читает лекции.
В программе Татьяна Зенаишвили рассказывает о клавесинной музыке ХХ века, истории клавесина в России и французских ателье по изготовлению старинных музыкальных инструментов. Вы узнаете, что такое генерал-бас, почему российский ансамбль старинной музыки носит имя Екатерины Великой и какими органами располагают московские концертные залы…

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».