Сергей Скрипка: «В студии музыкант отдает, а в зале — подпитывается…»
17 марта 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О традициях отечественной киномузыки в программе «Рандеву с дилетантом» размышляет художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, народный артист России — Сергей Скрипка.
История оркестра кинематографии насчитывает более восьмидесяти пяти лет. А началось всё в 1924 году, когда в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Арбате место перед экраном занял не пианист-тапёр, а небольшой оркестр. Это имело огромный успех у слушателей и зрителей. Музыкантов затем начали приглашать и в другие кинотеатры. А затем последовали знаменитые для нашего кинематографа тридцатые и сороковые годы. Оркестр кинематографии записал замечательную музыку к кинофильмам Эйзенштейна, Пудовкина, Александрова, Пырьева таких выдающихся композиторов, как Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Дунаевский. Все значительные вехи на пути российского кино стали яркими творческими эпизодами оркестра кинематографии. Достаточно вспомнить фильмы, получившие престижную премию «Оскар»: это «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980), «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994). На протяжении всей своей истории оркестр сотрудничает с самыми интересными композиторами: Шнитке, Петровым, Щедриным, Артемьевым, Рыбниковым, Гладковым. Из последних работ оркестра особо выделяются: «Доктор Живаго» Прошкина, «12» Михалкова, «Адмирал» Кравчука», «Анна Каренина» Соловьева, «Царь» Лунгина и др.
В программе художественный руководитель и главный дирижер оркестра Сергей Скрипка размышляет об отечественной киномузыке прошлых лет и нынешнего дня, о потере собственных традиций и равнении на западные стандарты, о современных режиссерах, которые не умеют работать с оркестром, и необходимых качествах композитора, выдвигающегося на национальные кинопремии…
Сергей Скрипка: …Сейчас это общая тенденция — сегодня снова возобладало американское ощущение киноэкрана, когда музыка становится иллюстрацией. Мы все время уходили от этого, и считалось хорошим тоном, когда музыка идет в контрапункте с изображением: если на экране происходит что-то страшное, а в это время звучит нежная лирическая мелодия, как это было, скажем, у Алова и Наумова. А теперь, если что-то страшное, то мы снова слышим какое-то таперское озвучивание — шуршание струнных или жуткие аккорды у меди…
— А чем это вызвано?
— Это вызвано неимоверным подражанием. Сейчас, если вы вслушаетесь, музыкальное сопровождение повторяет одни и те же темы — все одно и то же по принципу «сделайте мне так же». А всё потому, что с режиссерами должен работать профессиональный музыкальный редактор, он должен их образовывать, как это было раньше. Этот институт сегодня почти полностью уничтожен. А ведь эти люди занимались именно тем, что «затыкали» музыкальную брешь в головах большинства режиссеров. Кинорежиссеры — весьма односторонние люди, а в музыке из них по-настоящему разбирается процентов пятнадцать, не больше. Остальные иной раз с недоумением восклицают: «А зачем мне оркестр?». Им вполне достаточно музыки, написанной на синтезаторе. Они не понимают разницы между настоящим оркестром и этим жутким скрежетом.
— Но Вам ведь скучно становится работать?..
— И скучно, и грустно, самое главное. Потому что приходят люди, которые никогда не работали с оркестром, не знают, что это такое и для чего это нужно. Замечательный режиссер может просто не понимать, для чего ему нужен оркестр. Он потратит огромные деньги на актеров, на перезапись, на что угодно, но только не на оркестр. И никто ему не сможет этого объяснить, потому что теперь некому…