Валерий Кикта: «Я люблю инструменты, которые обделены вниманием…»
24 декабря 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Об украинском мелосе и беспокойстве за профессию Владимир Молчанов беседует с композитором, заслуженным деятелем искусств и профессором Московской консерватории Валерием Киктой.
Валерий Кикта: «Сегодня молодые композиторы сугубо ориентированы на западную культуру. И кончается тем, что, к примеру, даже на последней „Московской осени“ сидят четыре молодых человека под роялем, скребут рояль в духе Джона Кейджа. Да что там, сегодня сам Джон Кейдж мог бы у них поучиться. Они покупают смычки, елозят ими по валторнам, потом ломают, лежат на сцене. Я считаю, что сцена Дома композиторов, пусть она небольшая, но все-таки в самом центре столицы, и, пожалуй, такие „концерты“ уместнее было бы устраивать где-нибудь у себя дома или загородом. Но вместе с тем есть и очень одаренные талантливые люди, которые не обращают на все это внимания и пишут то, что подсказывает им душа; и в их произведениях чувствуется то, что мы называем продолжением традиций в музыке. Ведь то, что мы сегодня наблюдаем — это полная прерванность традиций и сплошная ориентация на западную культуру. Я не отрицаю: конечно, многие вещи надо знать и жить не в оторванном мире, но когда это превращается в превалирующую тенденцию, это уже не правильно. Такие композиторы просто теряют самое драгоценное время — время молодости, когда надо дерзать, творить и писать…»