Алексей Рыбников: «Ничего нового сейчас не пишется…»
15 октября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Владимир Молчанов продолжает беседовать с композитором Алексеем Рыбниковым. На этот раз речь идет о киномузыке, мюзиклах и рок-операх, а также о том, что такое современный авангард и кому он интересен сегодня…
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», написанная Алексеем Рыбниковым по инициативе режиссера Марка Захарова, стала одной из первых рок-опер в России и положила начало многолетнему и плодотворному расцвету этого жанра в стране. Последовавшая за ней «Юнона и Авось» закрепила успех рок-опер у публики и обрела незабвенную славу в поколениях.
— Но что такое современная опера сегодня? По-прежнему ли она актуальна? Кто её слушатель и зритель?..
Алексей Рыбников: …Сейчас понятие современной оперы подразумевает под собой крупное драматическо-вокальное музыкальное произведение, в котором встречаются как элементы классической оперы, так и современной музыки. Иными словами, любые сочетания текста, вокала и музыки имеют право пребывать в современной опере. Если это не эклектика, то сплав всего того, что было в прошлых веках, и это может быть интересно…
— А кто же сегодня ставит рок-оперы? Почему современные режиссеры предпочитают переделывать классику?
Алексей Рыбников: …Действительно удивительно, что они решили пойти по этому пути. Современные режиссеры и театры берут известнейшие классические произведения, которые любители оперы знают практически наизусть, и вместо того, чтобы, как это было раньше, заказывать композиторам новые сочинения, пытаются искать что-то новое в одних лишь изысках режиссуры. <…> На Западе, например, режиссеров обязывают это делать. Все гранты там даются при условии, что под проект будет заказываться новая музыка у национальных композиторов. Это делается именно для того, чтобы не умирал сам процесс сочинения музыки. У нас этого, к сожалению, нет…