Памяти Николая Кутузова
13 августа 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
2 августа 2011 года ушел из жизни народный артист СССР, художественный руководитель Академического хора русской песни Николай Васильевич Кутузов. В апреле он торжественно отметил свой 85-летний юбилей. А чуть позже в июне дал свое последнее интервью — Владимиру Молчанову в программе «Рандеву с дилетантом»…
Николай Васильевич Кутузов — выдающийся музыкант и хоровой дирижер известный во всем мире, талантливый композитор и педагог, воспитавший целую плеяду незаурядных мастеров народного пения. Он также запомнился нам, как неустанный пропагандист русской песни нашего времени, благодаря которому она продолжает процветать, собирая на концерты тысячи поклонников. Почти 60 лет своей жизни мастер посвятил Академическому хору русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио (сегодня это Академический хор русской песни Российского государственного музыкального телерадиоцентра).
— Где сегодня народная песня, и почему ее практически не слышно?
Николай Васильевич Кутузов: «Мне кажется, что некая злая сила это делает специально. Все началось с так называемых вокально-инструментальных ансамблей, а потом из этого появилась поп-музыка, откуда вместо пения пошел необузданный крик вкупе с гипертрофированными эмоциями. Очевидно, молодежь привлекало то, что голоса нет, а петь все равно можно. Большую роль здесь сыграла перестройка, в результате которой полностью была разрушена прежняя система радио и телевидения. Ведь раньше всей музыкой на радио руководила главная музыкальная редакция, в ведении которой находился ряд жанровых редакций — симфоническая, эстрадная, народной песни, песен народов СССР и так далее. И мы готовили концертные программы для четырех радиопотоков. Также существовал отдел разметки, который следил за тем, чтобы одна песня не повторялась по разным потокам. Каким образом составлялись сами программы? Они проходили через два совета. В первом совете обязательно присутствовали представители общественных организаций — Союза композиторов и Союза писателей. Какая цель была у этого „сита“ — не допустить плохое качество в радиоэфир. После того, как та или иная концертная программа была исполнена, шла очередь второго совета — приходили слушать, как вы исполняете. Сюда тоже помимо редактуры входили приглашенные композиторы и поэты. Так что контроль был очень строгим. Как сейчас говорят — „свободы не было“. Да, свободы на халтуру действительно не было!..»