Марк Пекарский: «Какая-то сила меня повела по пути современной музыки…»
4 июня 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова выдающийся исполнитель на ударных инструментах, организатор и бессменный руководитель единственного в России постоянно концертирующего Ансамбля ударных, обладатель эксклюзивного репертуара и уникальной коллекции ударных инструментов Марк Пекарский.
«Ничего особенного я, наверное, не сделал. Я просто очень хорошо почувствовал вкус современной музыки и учуял какие-то ветры современности. Я ничего не изобретал. Просто оказалось, что параллельно я делаю то же, что делается на Западе. Но сперва я делал это чисто интуитивно, а потом у меня появились нотки»…
(Марк Пекарский)
Замечательная беседа о темпах и звуках прошлых столетий и нынешнего времени. Что определяло звучание в XIX и ХХ веке? Когда в России появилось слово «перкуссионист»? Кто начал писать первые концерты для ударных инструментов? Что такое декаданс в музыке? Об этом и многом другом рассказывает Марк Пекарский.
Марк Пекарский о ритме в ХХ веке: «...Это был дух времени. А что такое дух времени? Эстетика изменилась. Если в XIX веке королевой музыки была мелодия, ей подчинялась и ее оттеняла гармония, а ритм только сопровождал, он был как бы пажом этой королевы; вдруг в ХХ веке все переменилось — тембр стал очень важен. А тембр — это в первую очередь ударные; появился саксофон — не ударный инструмент, но композиторы не знали, что с ним делать — слишком яркий тембр. Что такое XIX век — это скрипка и фортепиано, либо струнные с фортепиано. Сочетание, на мой взгляд, дикое с точки зрения тембра — активный клавишно-ударный инструмент (фортепиано) и нежные длинные звуки струнных. Но это всех устраивало, потому что здесь была мелодия, которая очень ясно прослушивалась, и была гармония. А потом появился тембр — желание услышать разные краски; классическая гармония себя несколько исчерпала. И Вагнер в известных аккордах в „Тристане и Изольде“ уже как-то подошел к атональности. <…> ХХ век — это принципиально иной темп всего — темп жизни. Ритм здесь стал занимать важное место. В XIX век это был дилижанс, это была пролетка, а сейчас появились поезда, самолеты, в конце концов. Значит, ритм изменился — он стал быстрее. А кто воплотители ритма — конечно, ударные. Появился джаз — это тоже ритм. Как сказал один знаменитый музыкант, „джаз — это вариации на тему ритма“. Таким образом, ритм вышел вперед на первые роли, и это определило звучание музыки ХХ века. Это не значит, что тональная музыка, мелодия и классика куда-то ушли; нет, они продолжали существовать…»