Михаил Кисляров: «Музыкальная драматургия — это особая стихия…»

14 мая 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Главный режиссер легендарного Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского Михаил Кисляров рассказывает Владимиру Молчанову о том, что есть камерный театр Покровского для России, и как он существует сегодня…
Об авторских прочтениях классических опер: «Вопрос — правомерно или неправомерно в оперном театре модернизировать классические произведения — это вопрос частный, это вопрос режиссера. Если режиссер считает это крайне необходимым и доказывает это через музыкальную и литературную драматургию произведения, значит, он имеет на это право. Тот же Борис Александрович ставил такие спектакли, когда в классических операх артисты выходили в современных костюмах, и это было оправданно. Ведь можно поставить классическую оперу в классических костюмах и в классических декорациях, но так плохо, что неизвестно еще, что хуже. Поэтому это вопрос только профессионального и честного подхода к тому, что ты делаешь…»
О жизнеспособности оперы: «Опера не гибнет и никогда не погибнет. Это действительно высочайшее достижение культуры и человечества. Может быть, в разные периоды она претерпевает какие-то режиссерские кризисы. Наверное, это так. Но все равно эти поиски, пусть даже не всегда удачные, они говорят о том, что человечество до сих пор стремиться постигнуть это высочайшее из искусств».
Об операх на киноэкране: «Честно говоря, я к переносу оперы на экран отношусь достаточно неоднозначно. Потому что опера — это искусство, предназначенное для сцены, то есть здесь и сейчас, сию секунду. Опера — это жанр условный. А кинематограф — это жанр безусловный. Сочетание условного и безусловного не всегда приносит желаемые результаты. И чаще всего это бывает неоправданно».
О сегодняшнем дне театра Покровского: «Создание почти сорок лет назад Борисом Александровичем Покровским камерного театра — это уникальное явление и культурное достояние нашей страны. Сохранять и развивать это достояние необходимо. Прежде всего, наш театр ансамблевый, именно этим он уникален. Нигде ни в одной точке мира нет оперного театра, где бы солисты делали — исполняли и сольные партии, и хоровые, и мимансовые, и танцевальные. Как это нужно сохранять и развивать? Во-первых, сохраняя и восстанавливая лучшие работы Бориса Александровича Покровского, такие как, например, „Похождение повесы“, „Дон-Жуан“ в первой редакции и многие другие. А с другой стороны, конечно, надо идти вперед и ставить новые спектакли, и каждый из этих спектаклей должен быть в какой-то степени, хоть в чем-то эксперимент».

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».