Саулюс Сондецкис: «Сегодня маэстро — все…»
18 декабря 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова — выдающийся маэстро современности, литовский дирижер Саулюс Сондецкис.
Саулюс Сондецкис — обладатель множества престижных международных премий, наград и званий. Его обожают музыканты и публика на всех континентах, звезды мировой величины почитают за честь выступать с ним. Ему посвящали свои произведения гениальные композиторы современности: Альфред Шнитке и Арво Пярт. Выдающаяся пианистка Татьяна Николаева однажды сказала, что маэстро обладает уникальным даром делать музыку теплой. Он — основатель и бессменный руководитель Литовского камерного оркестра (1960-2004) и петербургского Оркестра Государственного Эрмитажа (с 1989 г.), с 2004 г. главный приглашённый дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы». С 1 сентября 2010 года имя Саулюса Сондецкиса носит Шяуляйская консерватория.
Удивительно, но маэстро необычайно востребован за рубежом, а вот на родине деятели культуры предпочитают о нем не вспоминать. Почему так сложилось? Об этом и многом другом рассказывает сам Саулюс Сондецкис в беседе с Владимиром Молчановым в программе «Рандеву с дилетантом»…
Саулюс Сондецкис: «Классическая музыка теряет престижность, и в этом частично виноваты мы сами. Ну, тут я похвалюсь — лично я никогда не принимаю участие в мероприятиях, в которых мне бы было стыдно. Если меня приглашают на какой-то концерт, если мне предлагается какой-то репертуар, я всегда смотрю, как бы это выглядело, если бы я участвовал в таком концерте со всякими иностранными звездами, и в зал бы случайно зашел Святослав Рихтер или Евгений Александрович Мравинский — а я тут на сцене выделываю всякие выкрутасы. А вот наши выдающие артисты думают, что таким образом они приобретают бОльшую популярность. Но на самом деле эта публика, перед которой они так стараются, все равно никогда не придет на настоящий концерт.
<…> И если мы хотим сохранить престиж, то мы должны выстраивать пирамиду. И на самом верху этой пирамиды должна находиться великая музыка с великими, большими и самыми лучшими исполнителями. Они должны показывать, что вот то божество, перед которым надо преклоняться. Поэтому, если какой-то торжественный акт, какое-то торжественное открытие, большой государственный праздник, юбилей — он должен непременно отмечаться какой-то симфонией, какой-то большой великой ораторией. И не говорить, что, мол, «это никто не поймет», «это никому не нужно». Нет. Если не поймет, пусть послушает; но пусть знает, что это настоящая высота. Если мы думаем только о собственной пропаганде, спускаясь сами на коленях вниз, и выслуживаем себе таким образом вроде как популярность, то это и есть то, когда большая классическая музыка теряет свою престижность».