Алексей Ларин
13 ноября 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова композитор, заслуженный деятель искусств России, лауреат множества международных конкурсов, член Союза композиторов России, профессор РАМ им. Гнесиных Алексей Львович Ларин.
Алексей Ларин родился в Саратове в семье химиков. В 1971 году окончил Московскую капеллу мальчиков. А в 1976-м Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (по классу композиции у профессора Н.И.Пейко).
Жанровый репертуар композитора необъятен, им написаны симфонические и вокально-симфонические произведения, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, оратория «Русские страсти», 7 кантат, 2 хоровых концерта, музыка для русских народных инструментов, сочинения для детей, музыка к 13-ти кино- и телефильмам. Однако сам Алексей Ларин утверждает, что особую приверженность испытывает к хоровой музыке.
Особое место в творческом наследии композитора занимает оратория «Русские страсти». Интересна она именно тем, что на сегодняшний день представляет собой первый и единственный опыт воплощения западноевропейского жанра passion в контексте национальной музыкальной культуры России.
Алексей Ларин о своей оратории «Русские страсти»: «Я, скорее, эмпирик, чем какой-то философ, осмыслитель и исследователь. И к этой идее я также пришел опытным путем. Идея, пожалуй, была такая: если в западноевропейской музыкальной культуре есть жанр пассионов или страстей, а в русской нет, то можно ли попробовать перенести этот жанр на русскую музыкальную почву? Хорошая это мысль или плохая, но вот как-то она пришла мне в голову. Может быть, с помощью Геннадия Дмитряка, который был и первым исполнителем сочинения, и иногда строгим критиком; это рождалось в контакте с ним. А дальше, раз это попытка осуществления на русской музыкальной почве, то как же не использовать напевы церковного обихода, которые в своем роде являются музыкальной квинтэссенцией православия. Вы можете быть не оцерковленным человеком, но, придя в православный храм, вы почувствуете, что какая-то вековая сила и мудрость слышится в этих напевах. А с другой стороны еще одна важнейшая ветвь российской музыкальной культуры — крестьянская (народная) песня. И вот мне пришло в голову, чтобы появился образ Богородицы, и он поручен у меня в оратории женскому народному голосу».