Василий Бархатов. Передача первая
26 июня 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость Владимира Молчанова — Василий Бархатов, человек, который на сегодняшний день заслужил репутацию режиссера-вундеркинда и самого молодого театрального режиссера России. К своим 26 годам он поставил более десятка опер и оперетт, половину из них на сцене петербургской Мариинки, а также в Большом театре, Московском театре им. Пушкина и прочих театрах России.
В качестве режиссера Вася Бархатов дебютировал еще будучи студентом 4-го курса РАТИ — на сцене московского театра «Геликон-опера» появился спектакль «Дневник исчезнувшего» Леоша Яначека в его постановке. Со сценической площадкой, как нетрудно догадаться, тогда помог Дмитрий Бертман, а спектакль впоследствии стал дипломной работой юного режиссера. Затем последовала еще одна постановка в Ростове-на-Дону, а уже в 22 года Василий Бархатов осуществил свой первый спектакль на сцене Мариинского театра — «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича. Это положило начало долгого и созидательного сотрудничества молодого режиссера и Валерия Гергиева. Сегодня Василий Бархатов по-прежнему говорит о маэстро с трепетным восхищением и исключительным пиететом.
Беседу в гостях у Владимира Молчанова без преувеличения можно охарактеризовать как мастер-класс на тему «Как я стал режиссером». Подобно биографиям многих гениев в жизни Василия Бархатова все происходило как будто случайно, и просто удачно соединилось в один прекрасный момент. Так, мучительные годы детства и отрочества, отданные игре на балалайке, научили его понимать нотную грамоту, а одна случайная встреча и иллюзорное представление режиссерской профессии как некоего шарлатанства сказалось на выборе факультета при поступлении в институт. А между тем отечественное театральное искусство обогатилось на одно дарование…
Василий Бархатов: «Есть такое понятие, как интуиция. И в принципе на ней можно очень долго „ехать“. Но есть определенные законы — музыкальная драматургия. Вот, в драматическом произведении есть литературный текст и, прочитав литературное произведение до конца, по диалогам ты можешь так и не выяснить, искренне главный герой, например, любит главную героиню, или все его слова — фальш. То есть тебе приходиться самому интерпретировать „любит или не любит“, додумывать это, и уже с этим уклоном читать все диалоги. А в музыкальной драматургии в каждой партитуре, будь то Чайковский, Верди или Яначек, все написано. Самое простое это лейттема — если звучит определенная мелодия, и она имеет, напрмиер, тему любви. И если они говорят, скажем, о деньгах, он поет про деньги, но поет на мотив темы любви, значит, он думает не про деньги, а про любовь. Все ответы есть в музыке».