Любовь Шишханова: «Для того, чтобы играть в акустике, необходим большой опыт…»
19 июня 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гостья Владимира Молчанова — замечательная органистка, народная артистка России Любовь Башировна Шишханова, живущая между Москвой, Ярославлем а, учитывая многочисленные гастроли, еще и остальным миром…
Из беседы с ней вы узнаете тонкости органного искусства, о которых, возможно, даже не слышали прежде — от истории эволюции органа и святых покровителях этого инструмента до самого актуального здесь вопроса о том, как орган попал в храм и почему именно в храме он обрел свой родной дом? А также, что такое органы-негативы и органы-позитивы? Когда появился первый электронный орган, и каково его будущее? Чем отличается соборная акустика от звучания в концертном зале? Должен ли органист быть верующим, для того, чтобы играть в соборе? А также из собственного опыта Любовь Шишханова рассказывает о физике взаимоотношений «женщина и орган», и чем католические органисты принципиально отличаются от православных.
Любовь Шишханова: «Игра в акустике — это совершенно другое впечатление. Почему у нас в советское время так был популярен Домский собор в Риге? Потому что там орган в своем родном месте, он в своей соборной акустике. Это совершенно другое звучание. Его нельзя сравнить со звучанием органа в концертном зале. Поэтому люди, которые слышали его там, приходят в концертный зал и говорят: „Ну, это совсем не то“. Тут уж ничего не сделаешь. Там орган действительно у себя дома, и там совершенно по-другому все это звучит. И когда ты ощущаешь все эти звуковые массы, которые тебя окружают, ты в этом всем буквально плывешь, это совершенно другое ощущение. Конечно, для этого надо иметь еще и опыт. Потому что, я помню, когда я села в первый раз играть, я вообще ничего не поняла. Я играю, а чувствую, что ничего не слышно, то есть все смешивается. Надо иметь очень большой опыт, чтобы играть в акустике».