Анатолий Кролл: «Джазовый музыкант рождается, конечно, прежде всего, природой…»
2 января 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Первый гость Владимира Молчанова в новом году — дирижер, композитор, блистательный пианист, одна из отечественных и мировых легенд джаза, человек, который уже 51 год на сцене — народный артист России Анатолий Кролл…
Антолий Кролл приобрёл международную известность, будучи одним из самых молодых и успешных бэнд-лидеров Советского Союза. В оркестрах, которыми он руководил, получили своё первое признание такие певцы СССР и России, как Валентина Пономарева, Лариса Долина, Марина Журавлёва, Юрий Антонов, а также многие джаз-звёзды СССР и России 1960-90-х гг.
В программе Владимиру Молчанову известный джазмен рассказывает о том, как зародилась в нем тяга к джазу и в каких (и на каких) условиях приходилось существовать этой музыке в советское время. Кто придумал, что джаз это вредно советскому слушателю? Почему отечественный джазовый вокал так сильно опоздал? Каков уровень современного джазового образования в России? Является ли все-таки джаз классической музыкой или нет? Почему до сих пор не существует российского джаза и блюза международного значения? И появится ли на нашей музыкальной сцене когда-нибудь «Рахманинов русского джаза»?
Обо всем этом, личном и творческом, в беседе с Анатолием Кроллом!
О джазе в Советском Союзе: «Ведь до войны джазовая музыка существовала совершенно легально, открыто, не боялись этого слова — был джаз СССР. Леонид Осипович Утесов слово „джаз“ произносил через каждые два-три слова. И даже песенная музыка, чтобы выглядеть более привлекательно, тоже называлась „джазовой“. Поэтому все начиналось довольно позитивно и без ощущения тревоги за будущее. Но после войны ситуация резко изменилась, и все то, что приходило к нам с Запада, естественно приобрело уже совершенно иной оттенок. Люди даже не задумывались, что это за музыка, какой вред сама музыкальная ткань, или мелодия, или интонация может принести советскому гражданину. Просто тогда была одна причина — это не наше!»
О модификациях отечественной музыки: «В Москве джазовая музыка существовала скорее в каких-то полузакрытых формах — молодежное кафе, играли на улице Горького, клуб „Энергетик“, еще где-то… Все это было спрятано в таких „карманах“, почти невидимых. Тот, кто знал, тот приходил. Ну, естественно, в то время не было еще таких соблазнов, как рок-музыка, шоу-музыка, поп-музыка и так далее, и джаз был тем модным явлением в музыке, которое привлекало. Но это поколение „шестидесятников“. Я думаю, что это одно из последних поколений, которое воспитывалось на нормальной музыке, на теплокровной, умной музыке. Потому что музыка постепенно перешла уже в состояние больше эмоциональное…»