Вячеслав Артемов. Передача первая
7 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Физик из МГУ, ушедший в свое время в Московскую консерваторию, которую он закончил в 1968 году по классу композиции Николая Сидельникова. Сегодня Вячеслав Петрович Артемов — один из самых выдающихся отечественных композиторов современности.
Его сочинения исполняли выдающиеся дирижёры, музыканты и вокалисты. Свой путь к музыке он искал через физический факультет Московского Государственного Университета. По словам самого композитора, серьезно к сочинительству он стал относиться только после 16-ти лет. В 30 лет он впервые услышал свою музыку в записи и был поражен. А в 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова музыка Вячеслава Артемова подверглась критике, и он попал в так называемую «хренниковскую семерку» — «чёрный список» семи отечественных композиторов. Позднее, спустя почти девять лет, Тихон Николаевич Хренников кардинально пересмотрел свое прежнее мнение об Артемове и едва ли не просил у композитора прощения, говоря о его «Реквиеме»:
«Артёмов — выдающийся композитор. Его „Реквием“ поднял русскую музыку на недосягаемую прежде высоту. Благодаря Артёмову мы не только достигли в этом жанре европейского уровня, но и превзошли его наивысшие достижения — „Реквиемы“ Моцарта и Верди».
Вячеслав Артемов: «Главное — это раскрыть сущность природы человека. Она раскрывается в музыке, больше нигде. То, что есть человек — это и есть в его музыке. За звуком скрыться нельзя. Можно за словом скрыться, можно словом обмануть, а звуком нельзя обмануть. Если музыка скучная, то и человек скучный…
…Люди, когда они не работали с интонацией, было такое течение в начале 60-х годов — вот то, чем я тогда увлекался. Были пластинки, и была поисковая музыка. Они многое сделали в смысле исследования природы инструментов, сочетаний, тембров… Но это — период. Он прошел, а потом пришлось вернуться собственно к музыке, то есть к интонации. А без интонации не получается. Из интонации вырастает все остальное. Это еще не мелодия, но это — интонация, на ней строится произведение. Вот она должна быть, и если ее нет, все рассыпается. Тогда это будет что-то другое. Но интонация, она связана с человеком. Человек же, когда встает утром, идет в ванную — поет — пример совершенно из бытовой области, но все равно, он напевает себе что-то. Это — его сущность. Вот важно дать выразительную интонацию, а над этим надо работать, что я и делаю…»