Валерия Уральская

31 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
С главным редактором журнала «Балет» — кандидатом философских наук и заслуженным деятелем искусств Валерией Иосифовной Уральской — Владимир Молчанов беседует о современном состоянии российского балета и его насущных проблемах.
К слову сказать, существующим здесь проблемам Валерия Иосифовна находит не только объективные, но и так называемые «модные» причины.
О российском балете прошлого: »…Та слава, к которой русский балет в мире привык, она немного потускнела. И вина здесь не только объективная наша, в том, что есть некоторое затишье, а вина и нас самих. Потому что эта жажда пересмотреть все что сделано (она не специально балетная, но она коснулась очень активно и балета), желание все критиковать, что у нас было, желание пересмотреть и переоценить, оно захватило очень сильно вокруг — балетную аудиторию, критическую аудиторию. И такое биение себя в грудь где-то передалось в те страны, где нас по-прежнему встречают достаточно восторженно, но в интернациях, в каком-то, так сказать, факте приема появляется некая нота более спокойного и даже негативного… Кроме того, ведь очень часто заграница утверждает то, что есть у тебя. Когда-то наши выезды были очень масштабными, крупными, обдуманными, ухоженно-организованными. А когда появилась возможность коммерческой струйки в этом деле, то сейчас очень многие коллективы, которые ездят, по большому счету не должны представлять балет России…»
О российском балете настоящего: «Вы сами понимаете, что такое вообще классический балет — это, прежде всего, кордебалет. И русский балет был славен этим кордебалетом — не просто отрепетированных линий, а стиля, вкуса, какого-то общего состояния на сцене. И в сегодняшних труппах, созданных на раз, естественно, это не может так культивироваться. Внутренняя культура сцены, она уходит. Не говоря уж о том, что это не звездные поездки нашего балета, и они делают, в общем, не лучшую услугу нашей рекламе».
О тенденциях в балетном театре: «Сейчас театр, как правило, в основном либо вспоминает то, что уже сделано, восстанавливая — что процесс для театра нормальный, если он не единственный. Либо повторяет те спектакли, которых мы были лишены, когда не ставили спектакли зарубежных хореографов (а там было тоже очень много яркого и интересного, инновационного, для нас неожиданного). И то, что мы сейчас их переносим на свою сцену (такая возможность появилась), само по себе это тоже очень положительно. Но когда все идет с повторением на 20-30 лет назад, и нет процесса работы над созданием нового у самих артистов, то богатства этих личностей не происходит».
О природе классического балета: «Классический балет — европейская затея: и структура тел, и мышление и какие-то традиции. И потоки каких-то истоков танца — народных, исторических, бальных — они начинались с европейских салонных танцев (какие-то элементы балетного театра). Они влились в саму лексику и природу танца, и поэтом для европейской культуры классический балет ближе, хотя интерес к этому на Востоке огромен…»
В подобном ключе Валентина Иосифовна рассказывает о том, что такое в ее понимании балетный новодел, рассуждает о 100-летии дягилевских балетных сезонов, которое с размахом отмечается в этом году по всему миру, объясняет, наконец, почему некоторые великие русские балеты исчезают с российской сцены сегодня…

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».