Елена Сорокина

3 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Владимир Молчанов беседует с российской пианисткой, музыковедом-историком, профессором и заведующей кафедрой Московской консерватории — Еленой Геннадьевной Сорокиной. Одним из ее ярчайших творческих достижений стало создание вместе с мужем Александром Бахчиевым фортепианного дуэта, который и по сей день называют не иначе, как «Золотым дуэтом России»…
Весной 1968 года они впервые выступили вместе и более 35 лет совместно с успехом выступали в городах России, странах бывшего СССР, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Александру Бахчиеву и Елене Сорокиной принадлежит первенство в возрождении интереса российских любителей, исполнителей и композиторов к игре в четыре руки, жанру, когда-то пользовавшемуся огромной популярностью. После телевизионного ежемесячного цикла «Камерные вечера», посвященного истории жанра фортепианного дуэта (ЦТ СССР, 1970-е гг.), в котором было сыграно (с комментариями исполнителей) в общей сложности свыше 100 произведений разных авторов (многие совершенно неизвестные) к дуэту пришла известность, как ансамблю, занимающемуся не только активной исполнительской, но научно-просветительской, исследовательской деятельностью.
10 октября исполнится два года с того, как не стало Александра Бахчиева. Елена Сорокина рассказывает о том, что изменилось в ее музыкальном мире с уходом мужа, что такое фортепианный дуэт для нее теперь, и видит ли она его с кем-то другим…
Елена Сорокина: «Еще до кончины Александра Георгиевича, когда стало ясно, что болезнь Паркинсона не дает ему возможности играть в полную силу, именно в полную силу, потому что никто еще не подозревал тогда, мы прекратили играть. Потому что снижать планку мы не хотели. И с этого момента я не играла вообще, а это уже, наверное, около четырех лет. Собственно, я и не мыслю себя ни с кем другим в ансамбле…»
Педагогической и научной деятельностью в Московской консерватории Елена Сорокина занимается более полувека. В период с 2001 по 2009 год она занимала должность проректора по научной и творческой работе в прославленном музыкальном ВУЗе. В программе она рассказывает о любимой Кафедре истории русской музыки, которой заведует и сегодня, о том, что вообще было сделано за эти 50 лет, и как менялся дух консерватории с течением времени. Здесь интересны субъективные размышления Елены Сорокиной о губительном воздействии на становление выдающихся музыкантов конкурсной системы в прошлые годы, которая сегодня, по мнению музыковеда, трансформировалась в еще более разрушительную систему шоу-бизнеса:
«Молодые люди тем самым не нарабатывают репертуара, а репертуар можно нарабатывать только в молодые годы, когда память молодая. Если он не нарабатывает репертуар сейчас, когда ему 18-20 лет, потом будет только труднее. А тут получается вот какая картина — с конкурса на конкурс кочует примерно одна и та же программа: полифоническое произведение, 2-3 виртуозных этюда, какая-то сонатная форма. Хорошо если исполнитель что-то меняет, а ведь некоторые так с этой обоймой и катаются. И в конечном итоге это все превращается совсем в не то…»
Впрочем, с не меньшей печалью Елена Сорокина рассуждает об ушедшей культуре домашнего музицирования, об отсутствии музыкальной критики высокого уровня и о сегодняшней атмосфере в Московской консерватории с ее «престижными» концертами и новыми ценителями высокого искусства…

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».