Александр Кудрявцев
5 апреля 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова человек не из сферы музыки, но все же неразрывно связанный с искусством — это профессор архитектуры, один из самых известных российских архитекторов, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, бывший ректор, а ныне президент Московского архитектурного института — Александр Петрович Кудрявцев.
Эта беседа — еще одна история о том, что все начинается с семьи. У Александра Кудрявцева мама была профессором Московской консерватории, а дед — известнейшим архитектором Москвы 30-х годов прошлого века. Эти два искусства неизменно вплелись в жизнь молодого человека.
Александр Кудрявцев: «Архитекторы любят музыку… У них есть период в творчестве, когда они уже все придумали и только чертят. И в это время они поют, свистят, стучат — они живут в музыке».
О том, как человек окруженный музыкой становится на путь архитектуры и о том, какое место в жизни архитектора занимает музыка — вот, что интересует Владимира Молчанова. Также он пытается выяснить, откуда берутся безумные здания и безумные архитекторы в современной Москве, свойственно ли болезненное самовыражение нынешним художникам и, вообще, существует ли понятие «культуры архитектуры» у российского общества сегодня?
О ненужности: «Время от времени я прихожу в отчаяние… Вроде это никому не нужно. Но, что значит никому? Власти не нужно это! Власть не принимает, не хочет принимать этот пласт нашей архитектурной культуры».
Об отличии архитектуры от строительного искусства: «Законы архитектуры как искусства не обязательно совпадают с логикой архитектуры как науки, как производной от строительства и конструкций. Вот в чем отличие архитектуры от строительного искусства. Это из другой сферы. Это надо чувствовать. Поэтому надо позволить архитекторам экспериментировать».
О пустом месте: «Я абсолютно уверен, что пустого места нет. Вообще его нигде нет, его в пустыне нет… Дух места есть везде. Вся Земля — это огромный источник истории, надо только вслушаться. И вот через это слушание в тебе начнут работать какие-то другие резонансные волны, где через муки творчества ты, в конце концов, попробуешь выразить это в искусственных архитектурных формах. Я всегда очень горжусь тем, что принадлежу к архитектуре, которая, как и музыка есть искусство выразительное».