Валентина Чемберджи: «В доме музыка жила»
20 декабря 2008
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Третья встреча Владимира Молчанова с литератором и мемуаристкой Валентиной Чемберджи и обсуждение третьей книги автора под названием «В доме музыка жила». Дом по нынешней улице Чаянова (в прошлом улица Готвальда (1966–1992 гг.) изначально был задуман и строился как первый в Советском союзе кооператив композиторов…
В свое время здесь жили все самые известные советские композиторы: Николай Павлович Иванов-Радкевич, Анатолий Николаевич Александров, Дмитрий Борисович Кабалевский, Николай Павлович Будашкин, Арам Ильич Хачатурян и многие другие. В этом же доме жили и родители Валентины Чемберджи — композитор, один из создателей Музыкального фонда СССР, Николай Чемберджи и известная пианистка Зара Левина…
Валентина Чемберджи: «Мама была вундеркинд… Она одновременно начала и играть, и сочинять — это у нее очень рано началось, лет в семь. Училась она у Блуменфельда, а когда переехала в Москву, то училась у Мясковского…
…Мама всегда играла — каждый день у нее начинался с того, что она играла токкату Шумана, потом этюды Шопена. Каждый день, всю жизнь она держала себя в пианистической форме, хотя как пианистка с тех пор, как стала композитором, уже не выступала. Играла только свое на сцене…
…Ну, а папа — бедный — сгорел на всей этой службе дома Союза композиторов. Он был основателем музфонда. Его сменил Атовмян…
Кто все делал на свете — это был Атовмян Левон Тадевосович — это был просто добрый ангел всех композиторов… То почтение и уважение, которое он испытывал ко всем людям, писавшим музыку, оно просто не поддается описанию. Причем, все для него было ясно — кто Прокофьев, кто Шостакович, кто Чемберджи, кто Хачатурян… Все он прекрасно знал, и не надо думать, что его участие в их судьбе хоть сколько-нибудь зависело от громкости их имен. Он всем абсолютно помогал…»