Михаил Козаков на радио «Орфей»

9 февраля 2008
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова — актер, режиссер-постановщик спектаклей и фильмов, народный артист России Михаил Козаков.
Многогранность таланта Михаила Козакова ярко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от Пушкина до Бродского. Козаков читает поэзию на эстраде, на радио, на телеэкране, записывает диски. В 1999 году артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. Бродского «Концерт для голоса и саксофона».Биография Михаила Козакова — это яркая, насыщенная жизнь. Он занял совершенно особое, решительно свое место в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле — в отечественном искусстве в целом. Как актер он последовательно работал в Театре имени В. Маяковского (1956–1959), в «Современнике» (1959–1970), во МХАТе (1971–1972), в Театре на Малой Бронной (1972–1981) и позже, после перерыва, в «Ленкоме» (1986).
По признанию самого Михаила Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое — Н.Охлопков, О.Ефремов и А.Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Охлопков мало репетировал с молодым артистом, но после общения с ним Козаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен.
Был самый главный учитель — Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем «Современника», где работал Козаков. Когда впоследствии Козаков уходил из МХАТа в 1971 году, то спросил у О. Н. Ефремова, который возглавлял МХАТ, куда ему идти: обратно в «Современник» или на Малую Бронную? Ефремов ответил: «Хочешь заниматься строительством — возвращайся в „Современник“. Хочешь работать с хорошим режиссером — иди в Театр на Малой Бронной».
Михаил Козаков ушел к Эфросу на Малую Бронную. С ним работать было непросто, но метод Эфроса обогатил Козакова как актера и режиссера.
В кино Михаил Козаков дебютировал в картине Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» (роль Шарля Тибо).
После этого актер начал активно сниматься в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но даже если бы Михаил Козаков сыграл только одну роль в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), то уже этим узаконил бы свое имя в кинематографе. В числе его других заметных работ — Педро Зурита в экранизации романа А. Беляева «Человек-амфибия» (1961), Сильвио в пушкинском «Выстреле» (1966), Джек Берден в 3-серийном фильме по роману Роберта Пен Уоррена «Вся королевская рать» (1971). Комедийное дарование артиста наиболее ярко проявилось в фильмах «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе (1974), «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера (1978), водевиль «Лев Гурыч Синичкин» (режиссер А. Белинский, 1974). Вообще же фильмография актера Козакова огромна.
Михаил Козаков: «Неохота брюзжать, но ведь на самом деле невозможно какие-то вещи просто видеть даже на экране телевизора. Ну почему? Я не знаю цензуру, но с другой стороны, боже мой, какой-нибудь парикмахер с надутыми губами делается звездой, и почему-то он поет. С какого дьявола? И это все называется «Две звезды». Все стали звездами, все стали великими легендами. Я ничего не могу понять. Причем это безвкусно. И это никогда не пройдет — в этом заключается мой исторический пессимизм.
Та же ненормативная лексика, она и у Пушкина была. Но ведь известно же, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Вопрос необходимости знания и вкуса. У них был безупречный вкус. Да, черт с ней, с ненормативной лексикой. Я имею в виду вседозволенность. Вседозволенность во всем идет ото лжи. Она идет в первую очередь от политической лжи. Потому что уверять, что жизнь стала легче и веселее, когда идет инфляция, это ложь. Я это как обыватель чувствую. Я живу трудово, скромно, хожу в магазины, езжу в метро. И я прекрасно замечаю, что и сколько мне стало стоить. Притом, что я еще могу пока работать и зарабатывать. Я живу в однокомнатной квартире и не претендую на большее. Меня гораздо больше волнует, что ставить, как играть и, главное, для чего …»

Последние выпуски программы

Пётр Главатских

Человек-оркестр Пётр Главатских – гость программы «Рандеву с дилетантом».

Владислав Тарнопольский

Гость программы Владимира Молчанова - музыковед и музыкальный критик Владислав Тарнопольский.

Александр Штаркман

Лауреат международных конкурсов, пианист Александр Штаркман — гость программы «Рандеву с дилетантом».