Дирижер Александр Ведерников
26 января 2008
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова — музыкальный руководитель Государственного академического Большого театра России и главный дирижёр симфонического оркестра театра Александр Ведерников.
Александр Ведерников: «Трудно переоценить то влияние, которое оказала на меня творческая и идейная атмосфера нашей семьи. У нас был свой круг общения, и я познакомился со многими замечательными людьми, в частности, с Георгием Васильевичем Свиридовым. Нередко дети выбирают путь, который совершенно не определяется родителями. Мне же в этом смысле повезло: я продолжаю семейную традицию». (Александр Ведерников родился в семье прославленного баса, солиста Большого театра Александра Ведерникова и пианистки, органистки, профессора Московской консерватории Наталии Гуреевой).
«Сегодня наше общество переживает переходный период, сопровождающийся хаосом идей. А общество и театр — структуры неразрывные. Так что процесс выработки новой театральной эстетики затянется до тех пор, пока в обществе не будет выявлен некий показатель национальной идентичности.
Сегодня к серьезному искусству обращаются две категории людей: те, кто всегда ходил в театр, — это педагоги, техническая интеллигенция, люди пожилого поколения, и те, кто считает театр престижным развлечением и может приобрести билет на любую постановку. С приходом «новых русских» произошел разрыв культурной связи поколений. При этом новая элита ощущает свою культурную неполноценность и поэтому особое внимание уделяет образованию детей.
Мне кажется, какой бы ни была эпоха, она не бывает однозначно провальной. Всегда имеются какие-то ростки, являющиеся залогом будущего процветания. Сегодня мы наблюдаем в обществе определенный перелом настроений… Действительно, и в искусстве, и в деловой сфере, и в Церкви появляются новые люди. У них иная психология, другие подходы, современный образ мысли. Однако, на мой взгляд, они выступают в роли своеобразных предтеч. Пока еще это не массовое явление.
Я хотел бы, чтобы Большой театр был местом столкновения творческих идей, которые способны влиять на общество. А не местом, о котором говорят в контексте бульварных разговоров, как это часто происходит в желтой прессе. И меньше всего я бы хотел, чтобы наш театр воспринимался просто как поставщик разного рода «оперно-балетных услуг.
Опера — это изначально не коммерциализуемый вид искусства».
Об этом, а так же, и о многом другом ведёт свою беседу с дирижёром Владимир Молчанов.