Шесть явлений Ленина на рояле

10 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
По словам Сальвадора Дали, написавшего в 1931 году свою работу «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», речь идет о гипнагогическом полотне, то есть фиксирующем состояние между явью и сном. В момент пробуждения — человека посещают галлюцинации, которые легко спутать с реальностью. Будучи последовательным сюрреалистом, Дали нашел в этом явлении способ достичь «чистого психического автоматизма». Сказанное означает, что галлюцинации можно запрограммировать умелой расстановкой предметов.
Как сообщал сам Дали, «в закатных сумерках он увидел голубоватую клавиатуру рояля, а в её перспективе перед ним предстали, фосфоресцируя и постепенно удаляясь, шесть жёлтых нимбов, окружающих лицо Ленина». Добавим к этому, что на картине есть еще человек, субъект видений, сидящий на расстоянии от рояля и держащийся за стул. На сиденье разложены красные черешни, контрастирующие с холодной атмосферой пустой комнаты.
Однако почему Ленин? Известно, что в конце 20-х годов сюрреалисты исповедовали левые идеи и всячески поддерживали коммунистическое движение. Все было безоблачно до тех пор, пока в 1931 году Дали не опубликовал в альманахе «Сюрреализм на службе революции» свой текст «Мечты», затронув скользкую тему эротических фантазий. Посыпавшиеся упреки напомнили художнику нравоучения отца, изгнавшего его из родительского дома. И вот теперь новый наставник, отец революции, пытается воспрепятствовать его личной свободе.
Сформировавшись однажды, эта обида проявится и в дальнейших работах художника. Товарищи по цеху простить ему такое не могли. Исключенный из группы, Дали воспримет их решение спокойно, заявив: «Сюрреализм — это я». Но это уже другая история.
Сальвадор Дали, «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», 1931 г. Центр современного искуства имени Жоржа Помпиду

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.