Шесть явлений Ленина на рояле
10 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
По словам Сальвадора Дали, написавшего в 1931 году свою работу «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», речь идет о гипнагогическом полотне, то есть фиксирующем состояние между явью и сном. В момент пробуждения — человека посещают галлюцинации, которые легко спутать с реальностью. Будучи последовательным сюрреалистом, Дали нашел в этом явлении способ достичь «чистого психического автоматизма». Сказанное означает, что галлюцинации можно запрограммировать умелой расстановкой предметов.
Как сообщал сам Дали, «в закатных сумерках он увидел голубоватую клавиатуру рояля, а в её перспективе перед ним предстали, фосфоресцируя и постепенно удаляясь, шесть жёлтых нимбов, окружающих лицо Ленина». Добавим к этому, что на картине есть еще человек, субъект видений, сидящий на расстоянии от рояля и держащийся за стул. На сиденье разложены красные черешни, контрастирующие с холодной атмосферой пустой комнаты.
Однако почему Ленин? Известно, что в конце 20-х годов сюрреалисты исповедовали левые идеи и всячески поддерживали коммунистическое движение. Все было безоблачно до тех пор, пока в 1931 году Дали не опубликовал в альманахе «Сюрреализм на службе революции» свой текст «Мечты», затронув скользкую тему эротических фантазий. Посыпавшиеся упреки напомнили художнику нравоучения отца, изгнавшего его из родительского дома. И вот теперь новый наставник, отец революции, пытается воспрепятствовать его личной свободе.
Сформировавшись однажды, эта обида проявится и в дальнейших работах художника. Товарищи по цеху простить ему такое не могли. Исключенный из группы, Дали воспримет их решение спокойно, заявив: «Сюрреализм — это я». Но это уже другая история.
Сальвадор Дали, «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», 1931 г. Центр современного искуства имени Жоржа Помпиду