Эваристо Баскенис
6 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если был в мире художник, способный превратить скрипку или лютню в мертвую природу (сюжет натюрмортов), то это Эваристо Баскенис. Переревернутые, лежащие вниз грифом разрозненные инструменты, часто без струн, создают впечатление заброшенности и упадка. Вот бока лютни покрывает слой пыли, а на толстом фолианте в кожаном переплете лежит плесневеющий персик. Возможно, автор обращает нас к метафизическому размышлению о тщетности бытия и всего, что его составляет — в том числе, музыки, сопровождающей праздные дни? Человек духовного звания, Баскенис хорошо знал о сути таких размышлений. Однако в отличие от современных ему голландцев, нагружающих аллегорическим смыслом все предметы, с обязательным нравоучением, итальянец Баскенис смотрит на вещи легче и увлеченее. Его интерес может привлечь изящество формы, орнаментальный декор, занятность фактуры. Поэтому на другом натюрморте с музыкальными инструментами, а у него их десятки, пузатую лютню художник может снабдить розовой лентой, и такую же ленту нацепить на кончик смычка — играть с такими лентами неудобно, да и попросту невозможно. Зато эти банты добавляют изящество и равновесие в композицию.
Музыки на этих полотнах нет. Она еще не родилась или уже отзвучала. Она существует лишь на страницах тетрадей, исписанных нотами. Ее никто не слышит. Для Баскениса инструмент — это знак красоты, даже если он сведен к молчаливым геометрическим формам. Посещая охотно современных ему кремонских мастеров, Эваристо Баскенис с такой тщательностью запечатлел детали предметов, что сейчас этими натюрмортами пользуются специалисты-инструментоведы, пытающиеся разгадать загадку звучания раритетов Амати или Гварнери.
Эваристо Баскенис (1617–1677 годы). Его натюрморты с музыкальными инструментами представлены в миланской Пинакотеке Брера, Академии Каррара, венецианской Академии, музее театра Ла Скала и других собраниях мира.