«Ну, что ж вы? Что ж вы идолами стали? Живо, на колени! Эко чёртово отродье!..», — так неласково обращается пристав к народу, собравшемуся у стен Новодевичьего монастыря, в прологе оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». На сцене зрителям открывается двор Новодевичьего монастыря и выходные ворота в монастырской стене с башенкою. Забитый русский народ топчется на месте. Но почему именно в Новодевичьем монастыре находится хитрый и лукавый Борис Годунов, ожидая, что народ на коленях будет умолять его принять царский венец со словами: «На кого ты нас покидаешь, отец!». В ту пору Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь имел особое значение при царском дворе, будучи одной из богатейших обителей России. Его основал в 1524 году великий князь Василий III в честь Смоленской иконы Божией Матери. Здесь принимали постриг представительницы царствующего дома. В частности, в 1525 году в монахини постригли Соломонию Сабурову, первую жену Василия III, так и не родившую ему наследника. Позже здесь поселились вдова младшего брата Ивана Грозного и вдова его сына царевича Ивана.
А в январе 1598 года в Новодевичий монастырь после смерти своего мужа царя Федора Иоанновича удаляется из Кремля царица Ирина Годунова. А вместе с ней и ее брат — Борис Годунов. Новодевичий монастырь на короткое время превращается в центр власти, став (по сути) царской резиденцией. Но долго страна не может оставаться под управлением вдовы прежнего царя. Государству нужен новый самодержец. Им-то и рассчитывает стать мечтающий о шапке Мономаха Борис Годунов, уже давно фактически правивший страной, еще при Фёдоре Иоанновиче. После неоднократных уговоров алчных бояр и запуганного народа, что очень убедительно показано в опере Мусоргского, Годунов милостиво соглашается принять царский венец. В феврале 1598 года в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Фёдорович Годунов принял избрание на царство. А чем закончилось его царствование знают все, кто слушал и смотрел оперу «Борис Годунов». Ныне Новодевичий монастырь является памятником архитектуры мирового значения.