В следующем 2025 году исполнится двести лет с того знаменательного дня, как на Сенатской площади в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов. Интересно, что за свою долгую историю площадь сменила несколько названий. Она была и Исакиевской, и Петровской, пока в 1763 году здесь в доме Бестужева-Рюмина не разместился правительственный Сенат — высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи. Символом Сенатской площади стал «Медный всадник», памятник Петру Великому, на фоне которого так любят фотографироваться туристы. Неудивительно, что в 1890 году площадь вновь переименовали — в честь Петра Первого. А с 1923 года она стала площадью Декабристов. Примерно в те же годы композитор Юрий Шапорин взялся за осуществление своего замысла — создать оперу о декабристах. Но скоро только сказка сказывалась… Немного найдется в истории музыкального искусства примеров, когда опера пишется так долго — без малого три десятка лет! Шапорин то откладывал работу, то садился переделывать уже написанное. Наконец, в 1953 году в Большом театре состоялась премьера спектакля в постановке Николая Охлопкова.
В соответствии с либретто Всеволода Рождественского восстание начинается во втором действии оперы. Третья картина так и называется — «Сенатская площадь», где утром 14 декабря 1825 года солдаты восставшего лейб-гвардейского Московского полка поют песню «За Дунаем, за рекой». Горожане радостно приветствуют восставших. Но где же другие полки? Рылеева охватывает тревога. Нет и Трубецкого, который должен командовать восставшими войсками. Вдруг князь появляется на Сенатской площади — но в смятении со словами «Нет, нет, не этого хотел я!», удаляется не замеченный. В итоге восстание подавлено. К сожалению, опера «Декабристы» давно уже не идет на театральной сцене. Думается, что возобновление забытой оперы Юрия Шапорина было бы хорошим подарком к юбилею восстания в 2025 году.