Здесь дразнили Юродивого: храм Василия Блаженного
Выпуск 28
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель, — Гласит летописца сказанье, — В память оной победы Да выстроят каменный храм». Так писал Дмитрий Кедрин в балладе «Зодчие». Сколько художников, писателей, композиторов вдохновил Храм Василия Блаженного на творческие свершения! А сколько легенд связано с этим шедевром мировой архитектуры. По устоявшейся версии, Покровский собор что на Рву — таково его официальное название — выстроен в 1555–1561 годах по велению Ивана Грозного зодчими Бармой и Постником в честь победы над Казанским ханством и во славу павших русских воинов на том самом месте, где прежде стол Троицкий храм и семь деревянных церквей. Однако не все согласны с этой точкой зрения. Высказываются гипотезы, что Барма — это прозвище псковского зодчего Постника Яковлева. Другое предположение гласит, что Барма и Постник лишь надзирали за строительством, а автором проекта являлся некий итальянец, имя которого не сохранилось и в анналах. А объединяет все эти версии печальный финал истории, как «отблагодарил» мастеров: «И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова».

А вот по поводу авторства оперы «Борис Годунов», премьера которой состоялась в 1874 году в Мариинском театре, к счастью, нет никаких сомнений. Модест Петрович создал свой неповторимый шедевр — но в музыке. Одна из картин оперы так и называется — «Сцена у Василия Блаженного». Собравшийся народ судачит о скором приходе в Москву отрядов Самозванца. Появляется Юродивый, гонимый толпой мальчишек. Он в железном колпаке и в веригах, полуодетый — именно так и выглядел реальный юродивый — Иоанн Московский, также известный как Иоанн Блаженный или Большой Колпак, похороненный в 1589 году рядом с собором. Трудно представить себе, но в тридцатые годы прошлого века над Храмом Василия Блаженного нависла угроза уничтожения. И тогда архитектор Петр Дмитриевич Барановский отказался выходить из храма, не дав его взорвать. Так гласит еще одна московская легенда.